Что специалисты считают главным источником грязного воздуха в Алматы?


Одна из главных и острых проблем южной столицы - грязный воздух, который многие жители считают источником болезней дыхательных путей. Глава Центра физико-химических методов исследования и анализа Булат Кенесов считает, что автомобили ныне - не главные вредители окружающей среды. Экологи же подобные высказывания ставят под сомнение, и в качестве доказательства приводят результаты многолетних изысканий, сообщает Zakon.kz со ссылкой на Almaty.tv.





Уровень загрязненности воздуха директор лаборатории ТОО РНПИЦ "Казэкология" Сункар Жолдыбаев проверил с помощью специального аппарата. Сначала он взял пробу около оживленной дороги, затем - в парке.


"Оксид азота, оксид углерода, сера диоксид и формальдегид. Как мы видим здесь цифры гораздо больше, чем в парке, в парке все равно чище. Примерно раза в полтора".


В часы пик эти цифры еще выше, утверждает специалист. Исследования нескольких лет доказывают - именно автотранспорт является основным источником загрязнения воздуха. Но доводы коллег по цеху Булата Кенесова, похоже, не убедили.


"По нашим первым данным о загрязнении воздуха Алматы, полученным около десяти лет назад совместно с датским ученым, большая часть летучих органических веществ попадала в воздух из выхлопных газов автотранспорта. Однако несколько лет спустя мы получили данные, по которым видно, что в отопительный сезон основным источником не являются выбросы автотранспорта", - считает директор Центра физико-химических методов исследования и анализа.



"Большинство с этим не согласится, у каждого эколога свое мнение, свое видение. Но, по-моему, большинство экологов считает, что самый основной загрязнитель - это транспорт", - высказал свое мнение директор лаборатории Казэкологии.


Высказывание Кенесова многих экспертов, мягко говоря, удивило. Они гадают: откуда взялась такая теория? В рядах несогласных прежде всего специалисты компании, проводившей официальные исследования окружающей среды Алматы. Булату Кенесову коллеги рекомендуют внимательнее изучить результаты многочисленных экспертиз, и впредь опираться на данные из надежного источника.



"Наверное, это какие-то цифры, которые не имеют никакого отношения к исследованиям по целевым показателям качества окружающей среды. Я не берусь говорить откуда эксперт взял эти цифры. Установлено - порядка 65% от валовых общих выбросов приходится на автотранспорт, то есть это основной источник, около 30% приходится на стационарные источники. И оставшаяся часть - это частный сектор", - заявила директор департамента науки и экологических исследований ТОО "Экосервис-С" Наталья Яковлева.



"Что он имеет ввиду, когда говорил, что не автотранспорт является загрязнителем? Я не знаю, может быть он не те характеристики получил для анализа. Это его видение, но он должен знать, что загрязнением в Алматы занимаются много лет, причем профессионально, правильно, детально", - отмечает генеральный директор ТОО РНПИЦ "Казэкология" Амангельды Скаков.


В Алматы зарегистрировано 550 тысяч автомобилей, еще свыше 300 тысяч - иногородние. Именно поэтому после консультаций с общественниками, ведущими мировыми специалистами в Алматы приняли концепцию "Город для людей".


"На сегодняшний день принимаются системные меры по улучшению окружающей среды, выделение общественных полос, создание односторонних улиц, создание пешеходных зон, создаются транспортные развязки, которые также способствуют улучшению потока автомобилей. Тем самым, выбросы от автотранспорта с каждым годом планомерно будут снижаться", - считает заместитель руководителя управления зеленой экономики города Алматы Азамат Калдыбеков.


А за снижением уровня загрязненности проследят специальные датчики - на каждые два квадратных километра в городе установят 350 таких аппаратов.


Кроме того, Алматы на сегодня газифицирован на 99%, уже решен вопрос перевода на голубое топливо ТЭЦ-2.