Казахстанский фотограф в Москве рассказал о работе в шоу-бизнесе


Дамир Жукенов - фотограф из Петропавловска, который в настоящее время успешно строит карьеру в Москве. Изданию Weproject.kz казахстанец рассказал о своей работе с известными российскими звездами и карьерных планах.




Об увлечении фотографией


Я родился и вырос в Петропавловске, получил юридическое образование, но ни одного дня юристом не проработал. С 15 лет, еще на первом курсе колледжа, я начал фотографировать друзей, родственников. И, как это часто бывает, многие стали замечать, что у меня неплохо получается. Постепенно начались звонки со стороны, и стали заказывать фотосессии.


Я отучился в художественной школе, и мне всегда были интересны дизайн, рисование и искусство в целом. Все это сублимировалось в фотографию, потому что дизайн - одежда, рисование - это декорации, постпродакшн, Photoshop.



В 2011 году я открыл студию в Петропавловске. Я пытался что-то придумывать, зарабатывал деньги и тут же тратил их на съемки. И, в конце концов, как мне казалось, я достиг потолка и начал думать о том, что нужно двигаться дальше. Я хотел попробовать поработать в Астане, Алматы, связался с несколькими артистами, но мне приходили ответы в духе: "Вы вообще в курсе, кому звоните?". В итоге я решил, что хочу в Москву. Меня с детства манили мир шоу-бизнеса, красоты и веселья. И я подумал, что если я поеду в Астану или Алматы и там года три-четыре наработаю портфолио, а потом все равно захочу переехать, то приеду в Москву все тем же "безымянным" фотографом, никто не будет меня знать. Я решил так: лучше я потрачу это время на раскрутку в Москве, чем буду нарабатывать клиентов в Астане или Алматы. Собственно, поэтому я начал работу по направлению к Москве.


О переезде в Москву


Я переехал в Москву в августе 2015 года, но не просто так, наобум. В течение полугода я собирал портфолио, рассылал резюме. Я связался с 15 артистами, ответили только двое - Сати Казанова, с которой мы все еще дружим, и Стас Костюшкин из "Чай вдвоем". Я поговорил с мамой, которая в глубине души хотела, чтобы я уехал, потому что Москва - это и ее любимый город, купил билеты, на следующий день я был в Москве и начал работу. Не все было так радужно, как мне казалось. Как только я приехал, началось "позвоните завтра", "давайте на следующей неделе", а я забронировал отель всего на две недели. И я подумал, что если мне еще раз откажут, то все. Но в итоге встречу согласовали, мы сделали съемку, и после этого заработало сарафанное радио.


О Москве


Я приехал сюда и влюбился в город, как и моя мама - она тоже без ума от Москвы. Я так разогнался за первые две недели, что меня до сих пор не остановить. Думаю, что если бы это был не мой город, то я просто поснимал бы и уехал обратно в Петропавловск.


Когда я ехал сюда, то не думал о конкуренции: волков бояться - в лес не ходить. Думаю, что это судьба. Если ты должен где-то засветиться и остаться, то ты засветишься и останешься, а если ленишься, не хочешь работать и думаешь, что все тебе подадут на блюдечке с золотой каемочкой, то нет смысла ехать в Москву.



О сложностях


На первых порах было сложно дозвониться до менеджеров некоторых артистов, договориться о встрече и как-то перебороть комплекс "безымянного" фотографа - тебя никто не знает, а вокруг много профессионалов, которые давно здесь работают. Многие артисты, которые у меня снялись, раньше работали только со своими фотографами. Бывали периоды, когда не было работы. Нужно было правильно выстраивать политику. Кроме того, мне повезло с людьми, которые оказались вокруг и могли что-то посоветовать.


О работе


Глядя на фотографии, сделанные пять лет назад, я понимаю, что сейчас могу лучше. И я думаю: а смогу ли я через год сказать то же самое, глядя на свои нынешние работы?


Мне кажется, что год назад я делал одни из своих лучших съемок, где был дым, перья и все в таком духе. Сейчас рынок немного изменился и все просят фотографии на фонах.



На текущий момент самой важной работой я считаю съемки Светланы Лободы для Cosmopolitan. Светлана стала первой женщиной в мире, которая беременной снялась на обложку Cosmopolitan с голым животом.


В последнее время я снимаю звезд, с которыми раньше не работал. Но у меня есть и постоянные клиенты - это Анна Семенович, Анна Седокова, Светлана Лобода. Из последних я работал с MBAND, Михаилом Турецким из "Хора Турецкого", Настей Ивлеевой, Анитой Цой, Максом Барских, Alekseev, Сашей Савельевой.


Практически все артисты, с которыми я работал, стали моими друзьями. Сати Казанова, Саша Савельева, Ирина Дубцова были гостями на моем дне рождении. Так как у нас хорошие отношения, они из раза в раз выбирают меня, как фотографа.


Раньше, если у меня намечалась съемка с артистом, с которым я раньше не работал, то я смотрел много интервью с ним, чтобы понять человека и почувствовать, какой он изнутри. Но бывало, что после просмотра интервью складывалось одно впечатление, а на деле человек оказывался другим.


О вдохновении


Меня редко вдохновляют фильмы, музыка - нет. Я ищу референсы. Если ко мне обращается певица MакSим, то я ищу похожий типаж, к примеру, Миранда Керр, смотрю ее фото. На основе этого стилисты подбирают одежду, а я ищу бэкграунд. Были фотосессии, которые родились у меня в голове, из последних - съемки Насти Ивлеевой с фехтовальщиками.


О том, чему научила Москва


Мне кажется, со времен Петропавловска я не изменился. Те друзья, которые давно меня не видели и думали, что я зазвездился, на деле увидели, что я остался прежним.


Держать себя в рамках Москва меня не научила, я всегда таким был. Москва научила трудолюбию - если ты хочешь чего-то достичь, то нужно работать. Я не спал ночами, ездил по всей Москве на встречи, съемки.


Здесь я научился гнуть свою линию, я начал это делать еще в Петропавловске, когда в последние годы мог жестко разговаривать с людьми, если они делают что-то не так. Сейчас я позиционирую себя таким образом, что главный на площадке - я. Бывало, что я выгонял стилиста со съемки, мог поговорить напрямую с некоторыми артистами. Всякое бывало. В любом случае, если фотографии получатся плохими, то не скажут, что стилист плохо отработал или визажист плохо накрасил, скажут, что фотограф плохо снял. Поэтому на фотографе лежит вся ответственность за результат.



О планах


Глобальных планов я не строю, уезжать никуда не хочу. Иногда бывает скучно, когда сидишь, обрабатываешь фото, становится неинтересно, и не хочется фотографировать. А потом на следующий день я встаю и думаю: у меня классная работа, ведь я работаю с теми людьми, на которых я равнялся с детства. Когда мне позвонили и предложили съемку с Любовью Успенской, я был безумно рад - это артист первой величины, такая ответственная съемка, неужели они мне ее доверяют? Месяц назад позвонил Валерий Меладзе и сказал: "Я хотел бы, чтобы ты снял меня с Альбиной Джанабаевой". Валерий Меладзе - человек, на которого я пытался быть похожим в детстве. Раньше я пел и мечтал попасть на "Фабрику звезд", стать певцом, но так получилось, что я попал в шоу-бизнес, но по другую сторону объектива.


Я стараюсь не загадывать далеко. Мне кажется, я еще мало достиг из того, чего мне хотелось бы. И чтобы осуществить поставленные цели, мне нужно еще минимум три-пять лет. Некоторых вещей в силу недостатка опыта я еще не понимаю, это все приходит со временем.


Снимать клипы я еще не готов, потому что, как мне кажется, я пока недостаточно круто фотографирую, мне есть чему учиться, куда расти. Я бы хотел поработать в хорошем глянцевом журнале.


Есть много зарубежных звезд, с которыми хотелось бы поработать: это и Синди Кроуфорд, и Наоми Кэмпбелл, и Анджелина Джоли, и Кейт Бланшетт. Конечно, они у всех на слуху, они попсовые, но это был бы крутой опыт. Если бы меня спросили, кого я хотел снимать, когда я жил в Петропавловске, я бы ответил: "Всех!" А сейчас я даже за большие деньги подумаю, работать или нет с теми или иными людьми, потому что это сыграет на имидже.


Советы тем, кто хочет построить карьеру в Москве


Переезжать и не бояться. Если ты ничего собой не представляешь, то быстро поймешь это. Нужно развиваться, больше читать. Мне недавно исполнилось 25 лет, и я просил на день рождения книги. Мне надарили много книг мировых фотографов, за которых борется весь глянец. Я считаю, что равняться нужно именно на таких, а не на знакомого фотографа, который выше тебя на класс, и ты хочешь сделать лучше него. Надо пробовать делать круче мировых мастеров. Vogue - это вершина всех фотографов, и чтобы ее достичь, нужно постоянно себя развивать.


Переезжать и не бояться


Наверное, пословица "где родился, там и пригодился" в моей сфере не работает. Я рад, что я в Москве и могу прославлять Казахстан.