Как на самом деле живут женщины ОАЭ


Все знают о строгих правилах и ограничениях, в которых живут арабские женщины. Они носят хиджаб, делят мужа с другими женами, соблюдают множество постулатов. Однако представительницы прекрасного пола Объединенных Арабских Эмиратов не жалуются: они давно правят страной. Раньше незаметно, а сегодня все более открыто.


Наталья Майборода для издания Vokrugsveta.ru показала жизнь жизнь в ОАЭ.




Далее ZTB.kz публикует статью от имени автора.


В дубайском метро прохладно. У стеклянной перегородки, отделяющей пассажиров от зоны движения поездов, собирается толпа. Подъезжает поезд, и я интуитивно прохожу в свободную часть вагона. Сажусь и вдруг понимаю, что вокруг меня одни женщины. Почти все они с покрытой головой и в платьях до пят - абайях. Из-под длинных рукавов у некоторых поблескивают браслеты. Напротив меня молодая мама в черном шелковом хиджабе что-то объясняет дочке-школьнице. Рядом дама с ярким макияжем и дорогой сумкой громко и по-деловому говорит по телефону. Студентка в красных туфлях на шпильках читает учебник по экономике на английском языке.



На стене обнаруживаю надпись, объясняющую на арабском и английском, что эта часть вагона предназначена только для женщин и детей: Women and children only. Розовая линия на полу отделяет ее от общей зоны. Женщины могут выбирать - ехать с мужчинами или без них.


На следующей остановке по ошибке на «священную территорию» заходит парень, явно не местный. И сразу попадает под обстрел недовольных взглядов из-под хиджабов. Заблудившемуся приходится ретироваться за розовую черту. В противном случае ему грозил бы штраф в 100 дирхамов (около 1600 рублей). Ежедневно контролеры в Дубае наказывают около сотни мужчин, решивших попользоваться женской привилегией комфортной езды.


«Ваш билет, пожалуйста», - обращается ко мне женщина в абайе, протягивая пластиковое удостоверение контролера.


Пройдя по дамской зоне, она перемещается в смешанную. Интересуюсь у соседки, не странно ли, что контролер - женщина. Все-таки работа нервная, не для слабого пола.


«Ничего странного, - отвечает та. - Если ей кто-то нагрубит, на следующей же остановке придет полиция. И вполне вероятно, что среди полицейских тоже будут женщины».


Сильный слабый пол


В эмиратской полиции женщины служат уже 40 лет. Сегодня только в Дубае около 1500 девушек-полицейских. Они одеты в зеленую форму: китель, длинная юбка или брюки, а также фуражка. Платок на голове, разумеется, тоже есть: фуражка надевается поверх него. Девушки работают в патрульной службе, их нанимают в качестве телохранителей влиятельные женщины страны. Пилоты, судьи, члены правительства, преподаватели, дизайнеры - женщины в ОАЭ работают на равных с мужчинами.



- Я бы сказала, что на нас даже больше ответственности, чем на мужчинах, ведь наш долг не только трудиться на благо общества, но и воспитывать будущее поколение, - говорит 30-летняя Хесса Аль Авади, заместитель директора отдела дизайна в Dubai Media Incorporated и мать двоих детей.


С ней я познакомилась на Дубайской неделе дизайна.


- Я выросла в большой семье: у меня пять сестер и два брата. Мои родители никогда не говорили, что женский удел - сидеть дома и воспитывать детей. Более того, они рассказывали о важности образования. Моя мама 20 лет преподавала, прабабушка была учительницей в кататибе - мусульманской школе при мечети. К слову, старейший в мире действующий Университет Аль-Карауин в Марокко в 859 году основала женщина - Фатима бинт Мухаммад аль-Фихри.



На Дубайской неделе дизайна ОАЭ демонстрирует миру свои достижения в области дизайна и технологий. Среди участников много женщин. Среди гостей тоже. Вот мимо меня без охраны проходит шейха Любна аль-Касими - первая в Эмиратах женщина-министр. Она возглавляла Министерства экономики, внешней торговли, а теперь стала первым в мире министром толерантности. Эта должность, как и министр счастья, появилась в ОАЭ в прошлом году. Оба поста достались женщинам. Сегодня в правительстве страны восемь из 29 постов занимают женщины. Среди них 22-летний министр молодежи - самая молодая женщина-министр в мире.



- Девушки моей страны открыты миру. У молодого поколения независимые взгляды, - улыбается 20-летняя Фатима Аль Сувайди, студентка Университета Шарджи.


На ней черная абайя с длинными рукавами. Голова покрыта. Глаза подведены яркими синими тенями. Фатима учится на архитектурном факультете, где, по ее словам, девушек больше, чем парней. На Дубайской неделе дизайна она работает волонтером.



- Как ваша независимость сочетается с тем, что вы носите абайю и хиджаб? - спрашиваю я.


- Вообще-то нам разрешено надевать любую одежду, - невозмутимо отвечает Фатима, - но мы сами хотим носить абайю и хиджаб. Абайя, как и воспитанность, никогда не мешала самовыражению. В соответствии с нашей религией женщины должны прятать волосы и тело от мужчин. Ислам относится к женскому телу с большим уважением. Ни один мужчина не должен его видеть без нашего согласия. Под абайей мы носим все, что хотим, но снимаем ее только перед самыми близкими: родителями, братьями и сестрами, мужем и детьми. А также в женском обществе. Это часть нашей культуры, которую мы чтим. Вам непременно стоит сходить в Музей женщин.



Женское воспитание


Первый и единственный музей на Ближнем Востоке, полностью посвященный женщинам, спрятался в лабиринте узких улочек Золотого рынка. Именно здесь, в месте соединения лимана Дубай-Крик с Персидским заливом, был основан Дубай. В начале прошлого века здесь находилась небольшая рыбацкая деревня. Ее население жило продажей рыбы и жемчуга. Мужчины проводили в море по несколько месяцев. Иногда дети не видели отцов по полгода. Женщины растили детей в одиночку. Как следствие, сложился обычай обращаться к тому или иному ребенку или говорить о нем, добавляя к его имени имя матери, а не отца, как это обычно принято у мусульман. Например: Мухаммед, сын Фатимы.



В небольшой комнате за стеклом висят праздничные платья - зеленые и бордовые. Рядом коллекция духов и косметики, которыми женщины пользовались около ста лет назад. Среди прочего в музее собраны документы, свидетельствующие о том, как эмиратские женщины вместе с мужьями сражались против британских колонизаторов еще в 1819 году, а с середины XX века наравне с мужчинами занимались продажей недвижимости и открывали свой бизнес. Все документы и редкие экспонаты появились здесь благодаря уроженке ОАЭ, профессору Рафии Губаш. Она училась в Лондонском университете, восемь лет была президентом Arabian Gulf University в Бахрейне, а затем решила основать Музей женщин. На это у нее ушло почти семь лет и более трех миллионов долларов.



- Эмиратские женщины играли важную роль в обществе задолго до независимости ОАЭ. Они занимались торговлей, участвовали в политических демонстрациях, писали стихи, - рассказывает 32-летняя Иман Бен Шейба, директор издательского дома Sail Publishing и главный редактор независимого журнала Sail Magazine.


Кроме того, она читает лекции по менеджменту в Канадском университете в Дубае.



- Как это стало возможно в столь религиозном обществе? - интересуюсь у Иман.


- Наша религия не запрещает нам владеть недвижимостью, работать или учиться. К слову сказать, в Европе до ХХ века женщины имели меньше прав, чем в Эмиратах, - объясняет Иман Бен Шейба. - Во многом отношение общества к женщинам зависит от руководства страны. Первый президент ОАЭ шейх Заед поддержал наше стремление учиться и работать. А на него, в свою очередь, повлияла его мудрая мать, шейха Салама бинт Бутти аль Хамед, которая воспитывала в сыновьях уважение к женщинам.


Плоды просвещения


Мать шейха Заеда подсказала ему заняться образованием населения. Первая школа для мальчиков появилась в Шардже в 1953 году. Ее открыли британцы, которые контролировали территорию ОАЭ и соседних стран. Они обеспечили финансирование, а специалистов привезли из Кувейта, где уже 40 лет как работали учебные заведения. Прежде мальчики в Эмиратах учились в духовных школах при мечетях. А девочки получали образование дома. В это время уровень безграмотности среди населения достигал 90 %.



Очень скоро, уже в 1954 году, британцы открыли первую школу для девочек. Но будущий президент страны, а тогда эмир Абу-Даби - самого богатого из эмиратов - не хотел, чтобы его народ обучали преподаватели из Кувейта. Как только нефть принесла доходы, шейх Заед вложил их в образование. А его третья жена, шейха Фатима бинт Мубарак, позаботилась о том, чтобы девушки тоже смогли учиться. Она учредила День женщин и Всеобщий союз женщин. Благодаря ее поддержке в 1977 году девушки впервые в истории ОАЭ поступили в университет. А пять лет спустя шейха Фатима лично поздравила женский выпуск.



- Шейха Фатима так много сделала для женщин нашей страны, что теперь ее называют матерью нации, - говорит 22-летняя Фатима Бу Асаба, студентка Колледжей высшего технического образования (Higher Colleges of Technology) - самого крупного высшего учебного заведения ОАЭ. Девушка изучает графический дизайн, а в будущем хочет работать в модной индустрии. - У многих из нас бабушки и даже мамы не работали. Раньше просто не было таких возможностей. Девушки выходили замуж в 13 лет, рожали по 14 детей. Но теперь все по-другому. Все мои сверстницы стремятся получить образование, прежде чем выйти замуж. Да и после замужества женщины не сидят дома.



С Фатимой соглашаются и ее подруги. Они впятером проходят практику в ювелирном бутике, чтобы определиться с будущей профессией.


- Арабские женщины обожают украшения, - вступает в беседу 19-летняя шейха Аль Али, студентка Университета имени шейха Заеда. - Нам приятно получать их от мужчин. Но сейчас женщины сами себе могут их позволить. Дело мужа - содержать семью. Если его жена тоже зарабатывает, она имеет право потратить свои деньги на все, что захочет. Как и махр - приданое, которое жених дарит перед свадьбой будущей жене.



- Мы можем сидеть дома, но не хотим, - продолжает студентка Фатима. - Государство платит за наше образование и позволяет учиться за рубежом бесплатно. Даже дает денег на свой бизнес. Нам помогают понять, в какой сфере мы хотим работать. Например, час в день мы занимаемся факультативно тем, что нам нравится: дизайном, программированием. Нас всегда учили, что мы, девушки, можем все.



Фатима разрешает мне сфотографировать ее вместе с подружками. Если это сделать без согласия девушки, рискуешь схлопотать штраф. Через несколько дней мне приходит сообщение от Фатимы с просьбой не публиковать ее снимок.


"Но почему ты передумала?" - "Мой муж против".


"А как же свободолюбие?" - "Семья для нас святое. Крепкая семья - крепкое общество. А мы за него в ответе".