С какого возраста можно разрешать детям пользоваться гаджетами?



Как выяснила команда ZTB.kz, у детей, использующих мобильные телефоны, замедлились простые слухо- и зрительно-моторные реакции по сравнению с контрольной группой. Также в 39,7% случаев у пользователей гаджетов зарегистрировали увеличение показателя утомляемости (в 30,3% он был значительным), в 50,7% — снизился показатель работоспособности. Кроме того, исследователи выяснили, что только у 8,5% детей уровень сформированности мелкой моторики руки находится в пределах возрастной нормы.



Сегодняшние дети не только умело пользуются смартфонами, но время от времени они становятся одержимы ими. Поэтому психологи всего мира бьют тревогу касательно этой темы. Мы подготовили для вас несколько советов, которые могут помочь вам и вашему ребенку преодолеть зависимость от гаджета:


Нужен ли ребёнку гаджет?


Обойтись сегодня без гаджетов невозможно: они прочно вошли в нашу жизнь. По большому счёту, у детей те же потребности, что и у взрослых: компьютеры и смартфоны позволяют общаться и получать информацию, а также развлекаться и самоутверждаться среди сверстников. Пусть даже выкладывая ролики на TikTok.




С какого возраста можно пользоваться гаджетом?


Не стоит превращать гаджет в няню, позволяя ребёнку часами смотреть мультики и заниматься в это время своими делами. Нужно помнить, что чрезмерное использование гаджетов детей не успокаивает, а, напротив, делает более возбуждёнными и даже агрессивными: так мозг реагирует на визуальный раздражитель.


Если же говорить о школьнике, даже первокласснике — то к этому возрасту у ребенка точно должно появиться первое собственное устройство для связи. Это, во-первых, полезно самим родителям: ребенок всегда на связи и может сообщить, если что-то случится. Да и ребенок более спокоен, зная, что родителям можно позвонить в любой момент. Кроме того, обладание собственным гаджетом развивает «взрослость» и самостоятельность: ребенок привыкает следить за тем, что смартфон или часы не разрядились или не потерялись, чувствует себя более ответственным и уверенным в себе.


Кстати, первый гаджет должен быть простым, чтобы ребёнок быстро освоился с ним. Достаточно самого базового набора функций. Дорогие устройства ученику начальных классов вряд ли пригодятся.


Может ли смартфон навредить ребёнку?


Контроль времени, проведённого за гаджетом, — это необходимость и обязанность родителей. Поэтому им следует научить ребёнка взаимодействовать со смартфоном таким образом, чтобы не переходить грань, когда реальный мир замещается виртуальным.




Взрослый, зависая в гаджете, осознаёт, что пытается отдохнуть, отвлечься, просматривая картинки или смешные видео в Instagram. Ребёнок же сам не в состоянии понять, почему он не может отказаться от телефона. И, если не установить правила пользования гаджетом, у него может сформироваться зависимость. А уже отсюда — тревожность из-за страха лишиться телефона, непонимание, чем себя занять, трудности в общении со сверстниками.


Но важно не запрещать гаджеты, а выработать чувство меры при пользовании ими. И здесь вся ответственность на нас, взрослых, — мы должны достичь понимания с ребёнком, объяснить ему, почему важно ограничивать время, проведённое с телефоном или планшетом. Например, нельзя использовать гаджеты как вознаграждение: если ты себя хорошо ведёшь, получаешь больше времени на гаджеты. Так мы сами формируем у ребенка зависимость.


Как привить правильное отношение к гаджетам?


Есть два действенных метода: разъяснения и собственный пример. Пока ребёнок маленький, устанавливаем правила и чётко придерживаемся их, чтобы ребёнок воспринимал их как само собой разумеющееся. А с 7–8 лет разъясняем, в чём риски избыточного общения с гаджетами и какие могут быть последствия. На доступном для ребёнка языке нужно говорить об ответственности и опасностях так же, как мы рассказываем о неосторожном обращении с огнём, о вреде курения и наркотиков.