Они иллюстрировали работу волонтеров Biz Birgemiz Qazaqstan
Казахи говорят: “Абай - наше все”. След, который оставил после себя великий казахский поэт, философ и мыслитель, неоценим. Труды Абая переведены на 10 языков мира, в его честь называют улицы и открывают памятники далеко за пределами Казахстана. Поэты и писатели черпали вдохновение для своих будущих произведений еще в раннем детстве. Изучая Абая, невозможно не задаваться вопросом, откуда он родом, кем он был и что стало источником его вдохновения. Абай родился в восточном Казахстане, в Чингизских горах, в урочище Жидебай. Красоты степей, по которым в детстве носился Абай, подробно описаны Мухтаром Ауэзовым в романе “Путь Абая”. Жидебай наряду с Туркестаном считается местом паломничества, поскольку там похоронен не только Абай, но и его племянник, поэт и писатель Шакарим Кудайбердиев. Приезжие на восток Казахстана считают своей святой обязанностью посетить их могилы, прочесть молитвы у надгробий. Наш корреспондент отправился на родину Абая и посетил дом-музей поэта. Изначально Жидебай считался зимовьем семейства Абая, которое впоследствии перешло по наследству к его младшему брату Оспану. В 1892 году Оспан умер, и по закону аменгерства Абай женился на вдове брата Еркежан. Последние 10 лет жизни Абай прожил в Жидебае, именно здесь была написана добрая половина “Слов назиданий”. В 1945 году усадьба Абая была реконструирована в дом-музей поэта. Музей состоит из пяти комнат, при входе посетителей встречает бронзовая скульптура Абая. На стенах висит его родословная и ознакомительные стенды, повествующие историю усадьбы. Залы музея рассказывают о том, чем занимались сыновья Абая, в частности Магауия и Турагул, которые, как и отец избрали для себя поэтическую стезю. Один из экспозиционных залов повествует о дружбе Абая с русскими, которые были сосланы в Семей. Одна из комнат состоит из домашней утвари и личных вещей младшей жены Абая Еркежан. В том числе украшения, кровать, наряды. Из наиболее ценных экспонатов музея можно отметить личные вещи самого поэта в его кабинете. Деревянный письменный стол, за которым работал Абай стоит у окна. Глаза живо представляют, как поэт, сидя за письменным столом, держит в руках перо и задумчиво смотрит вдаль жидебайских степей. В кабинете также сохранилось зеркало Абая, книжный шкаф и шерстяной ковер. В одном из коридоров музея среди экспонатов хранятся часы, ремень, домбра и даже зубные протезы поэта. Особое внимание привлекает первый сборник стихотворений Абая, датируемый 1909 годом. В первозданном облике сохранилась и столовая семейства поэта, в которой расположена печь, два казана, деревянная посуда, а также деревянные стойки для мяса. На улице у входа в музей можно лицезреть еще один интересный экспонат - карета, принадлежавшая Абаю. Обычно после посещения музея гости идут к мемориальному комплексу, который был возведен в 1996 году на месте захоронения Абая и Шакарима. Комплекс объединяет два мавзолея, расстояние между которыми составляет около 140 метров. Мемориальный комплекс расположен на возвышенности, откуда во всей красе видны горы Чингизтау. Сопки, бескрайняя степь, невысокие горы, где когда-то по легенде разбил свою ставку Чингисхан - все в точности, как описывал Мухтар Аэузов. Мавзолеи имеют башнеобразные формы. Высота башни Абая составляет 32,5 метра, а башни Шакарима - 31,5 метра. Вместе с Абаем захоронен его младший брат Оспан, а неподалеку - Еркежан. Также на территории мемориального комплекса находятся могилы матери и бабушки Абая Улжан и Зере, а также старшего брата Абая Кудайберды (отца Шакарима). Работники комплекса отмечают, что могилы, как и дом-музей посещают много людей, среди которых есть и иностранные гости. Мемориальный Комплекс в Жидебае - это колыбель творчества Абая и его жизненного пути, ведь именно здесь начиналась сама история великого поэта, начиная с рождения и заканчивая его смертью