Гостевые семьи вместо уроков казахского


Как провести школьные каникулы с пользой? Ответ на этот, актуальный сегодня для многих родителей, вопрос знают в Восточном Казахстане и отвечают: «Отправить ребенка учить казахский», причем - именно в гостевую семью, то есть с полным погружением в язык, культуру и традиции казахского народа, передает ZTB Nеws. Апробированный в прошлом году пилотный проект управления образования ВКО «Гостевая семья» стал невероятно популярным. Принять участие в нем теперь хотят не только русскоязычные семьи населенных пунктов Восточного Казахстана, но и других регионов. Первый блин не комом Суть проекта сводилась к тому, что школьников на 20 дней отправляли «в гости» в семью, где в основном говорят на казахском. Несмотря на то, что в мировой практике данный опыт изучения языков используется давно, в системе образования Казахстана его применили впервые. По словам руководителя управления образования ВКО Иннесы Чернышовой, смысл проекта не только в том, что дети, которые недостаточно хорошо владеют государственным языком, жили в казахоязычных семьях и изучали практический язык. «Наша цель была шире. Мы хотели, чтобы ребята узнали историю края, познакомились с традициями, обычаями казахского народа, попробовали себя в игре на казахских народных инструментах, увидели местные достопримечательности, посетили интересные места. Поэтому неслучайно выбор пал на наш красивейший Катон-Карагайский район с чудесной природой, богатой историей", – рассказала руководитель Управления образования ВКО Инесса Чернышева. Действительно, выбирая села для проживания - Катон, Урыль, Берель, ориентировались не только на красоту заповедных мест с краснокнижными животными и растениями, но и на то, что именно здесь же находились ценнейшие для истории и археологии места. Например, знаменитая гора Белуха или Берельские курганы, где во время раскопок нашли предметы быта древних людей, по оценке ученых, относящихся к сакскому периоду. «Подготовка была тщательной, главное было - правильно выбрать семьи, где поселят приезжих школьников. Понятно, что обязательным стало отсутствие судимости, учета в наркологическом, психоневрологическом диспансерах у взрослых членов принимающей семьи», - рассказали в управлении образования. Также старались учесть все, начиная от педагогического образования хотя бы одного из «родителей», наличия собственных детей, чтобы ребята быстрее адаптировались, соответствующих условий проживания, заканчивая тем, что школьников селили парами, которые тоже подбирали, исходя из интересов ребят. Кстати, участие в проекте для учеников и их родителей было бесплатным, а вот семьям прием гостей оплачивался. На каждого «гостя» выделяли по 181 тысячи 500 тенге. Денег должно было хватить на все необходимое, включая питание, предметы первой необходимости, билеты на выставки и экскурсии. Предполагалось, что за время пребывания в семье словарный запас школьников пополнится 200 новыми словами на казахском языке. Кстати, детей для проекта тоже отбирали. Во-первых, смотрели на возраст - от 12 до 14 лет; во-вторых, на место их проживания - в проекте участие приняли ребята из городов Усть-Каменогорск, Риддер, Алтай, а также Шемонаихинского и Глубоковского районов. Всего - 68 школьников. Не менее тщательно подошли и к программе пребывания - экскурсии, обучение, поездки, даже - дискотеки и походы в гости, но при условии, что общение происходит только на казахском языке. «Язык знать надо – мы не собираемся уезжать» Именно этим руководствовалась мама 12-летней Насти из Шемонаихи, когда решила, что дочери необходимо принять участие в проекте. По словам Нины Назмиевой, младшую дочь она впервые отпустила прошлым летом одну в дальнюю поездку, да еще и на 20 дней. "Конечно, переживали, но сомнений по поводу того, что надо или не надо участвовать в проекте, не было ни секунды. Мы не собираемся никуда уезжать из Казахстана, это наша Родина, мы сами здесь выросли, наши дети здесь живут, учатся, поэтому знать язык надо», - говорит Надежда Назмиева. По словам женщины, у дочери по казахскому языку в школе пятерка, но она понимает, что девочке не хватает именно практики в применении языка. «Настю и девочку из Глубоковского района Кристину семья, где они жили, приняла очень хорошо. У детей была отдельная комната, их отлично кормили, проблем в общении не было никаких. А смена обстановки только пошла на пользу - Настена все время присылала фотографии телят, уже очень они ей нравились», - смеется Нина Назимева. В полном восторге от участия сына в проекте и мама Дениса – Ирина Хрулева. Говорит, волнения за мальчика, конечно, были, но представители управления образования всегда были на связи, реагировали быстро, оперативно отвечая на все вопросы родителей, да все в проекте было продумано буквально до мелочей. «Судя по тому, что на все мои звонки и расспросы сын неизменно отвечал: "Все хорошо, ну я побежал, пока-пока", ему, действительно, было интересно и просто – некогда со мной разговаривать", - рассказывает Ирина Хрулева. Что касается самого Дениса, то, по его словам, из всей насыщенной мероприятиями программы больше всего ему запомнились занятия по игре на национальных инструментах, приготовление блюд и, конечно же, уроки казахского языка – проходили они в интересной, увлекательной форме. Кстати, по словам, парня, приобретенные навыки очень помогли в новом учебном году. И хоть Денис учится в школе на отлично по всем предметам, признается, что после поездки уроки казахского стали намного доступнее. На вопрос: «Хотел бы он еще раз «погостить в семье», Денис, не задумываясь, ответил: «Да!». Правда, в управлении образования ВКО пояснили, что дважды принять участие в проекте не получится – слишком много желающих. Как раз сейчас формируются списки тех, кто будет на этих каникулах совмещать изучение языка с интересным времяпрепровождением. Известно, что географию расселения ребят решили расширить. Теперь школьники поедут изучать язык, культуру и традиции не только в Катон-Карагайский район, но также в другие районы ВКО. Автор: Алия Каратаева

Другие новости