«Даже приходится учить детей кричать» – тренер по детской безопасности

В сети набирают популярность видеоролики, в которых семья из Павлодара демонстрирует простые правила безопасности маленьким Казнетовцам через небольшие сценки. В видео рассказывается о том, какие хитрости используют подозрительные незнакомцы, и каким образом детям следует реагировать в таких ситуациях. Эти видеоролики снимает и публикует семья Аманжоловых. Как оказалосьЮ мама этой семьи, Динара, обладает сертификатом тренера по детской безопасности и является создателем популярного аккаунта. В интервью корреспонденту ZTB News она поделилась своим видением этой сферы и дала несколько советов для наших читателей. – Динара Комунаровна, расскажите, как вы пришли к тому, что стали тренером по детской безопасности? – Я работаю уже более 12 лет в области безопасности и охраны предприятий. Мой интерес был изначально направлен на оказание первой помощи для деток, потому что у меня самой двое маленьких детей. Мне было важно, чтобы мои дети были в безопасности даже тогда, когда меня нет рядом. И так вышло, что пока я собирала информацию об этом, я узнала, что, оказывается, в Казахстане есть целая школа по детской безопасности, где готовят тренеров. Изучив её программу, я поняла, что могу практиковать это и уже обучать других детей. Так я получила свои сертификат и удостоверение, и стала тренера. Методика, по которой я провожу занятия уже запатентована. – Расскажите, как проходят ваши тренинги? Сколько в среднем лет вашим ученикам и как вы их обучаете? – Я всегда за то, чтобы тренинги проходили только оффлайн, чтобы дети лучше понимали меня. Причем, из-за того, что тренинги в игровом формате, детишкам не скучно и они легко вовлекаются в обучение. Мы на занятиях работаем без запугивания, а скорее разыгрываем ситуации. Так, сначала я спрашиваю у детей, как бы они реагировали на ту или иную проблему, а потом мы её обыгрываем и учимся тому, как правильно на неё реагировать. Таким образом дети формируют навык правильного реагирования на опасности. Также у нас есть формат мастер-класса, то есть это демонстрация определённого навыка. Но, конечно, я не могу охватить более 20 детей, у нас группы маленькие, потому что каждому ребёнку я должна уделить внимание. А если это ещё и уроки по самообороне, то дети буквально тренируются на мне, а я физически, конечно, не выдержу больше. – В каком возрасте лучше отдавать ребенка на тренинги по безопасности? – Дети в возрасте шести лет – это как раз те дети, которые только начинают самостоятельно куда-то выходить, гулять, кроме того начинается школа. Многих родители уже оставляют дома одних в этом возрасте, чтобы они уже знали основы самостоятельности. На тренингах я стараюсь акцентировать для детей внимание на том, что родители несут ответственность, но не всегда они бывают рядом и личная безопасность ребенка в его руках так же. Детей я разделяю по возрастам, потому что освоение информации детьми различается. Группы делятся либо 6-11 лет, либо подростки, т.е. дети с 12 по 15 лет. – Какие результаты дают тренинги по безопасности для детей? – По Казахстану много тренеров и мы все между собой делимся тем, что и как детки отрабатывают. Например, мы уже заметили, что дети сторонятся незнакомых людей, не подпускают их к себе, могут оставаться одни и даже давать отпор. – Случалось такое, что ребенку на практике понадобились знания, полученные на ваших тренингах? Бывали случаи, когда вашим ученикам приходилось спасаться благодаря вашим урокам? – Когда я тренирую детей, они уже знают, как не привлекать к себе лишнее внимание каких-то незнакомцев. Поэтому такие случаи заведомо исключены, можно сказать. Я всегда первым делом учу тому, что опасный незнакомец – он как обычный человек, его нельзя определить по внешности. Лишь по его поведению. На тренингах, мы и проигрываем такое поведение. Соответственно, ребёнок в будущем не подпустит к себе близко незнакомого взрослого. Я всегда детям говорю, что лучше пусть они подумают плохо не на того человека, чем доверятся ему. – Как часто казахстанцы записывают своих детей на подобные тренинги? – На самом деле, когда начинается школа, детей становится всё меньше и меньше. Все-таки надо как-то совмещать, кроме того, у каждого ребёнка дополнительные занятия, кружки и секции. Во время школы я проводила больше мастер-классов в школах. – Сколько детей вы лично уже обучили безопасности и самообороне? – 60 детей по полному курсу. Причем более 400 детей на мастер-классах уже прошли тему «опасный незнакомец», то есть как нужно реагировать, давать отпор, как выбраться из захвата и т.д. – А насколько вообще необходимо проходить такие курсы? Допустим, у меня ребенок, я разве не смогу дать ему те же знания в домашних условиях? – На самом деле, я не знаю такого родителя, который бы никогда не говорил о безопасности со своим ребенком. Но практика показывает, что до сих пор случаются ситуации, когда дети могут довериться случайному незнакомцу. Во-первых, я всегда говорю, что нельзя говорить детям «нельзя». Не зря говорят, что «запретный плод сладок». Детям ведь может стать интересно, а что может произойти. Во-вторых, всегда есть так сказать «контракт» – ребенок и родитель. То есть ребенок не всегда воспринимает его, как тренера. Он всегда чувствует, что родитель его обезопасит., поэтому не всегда усваивается информация, которую тот дает. Кроме того, родитель не всегда хочет смотреть опасности в глаза. Он ведь боится даже подумать о том, что с его ребенком может что-то произойти. Тогда ему проще сказать: «нельзя», «этого не делай», «там не ходи». Но не многие покажут и дадут следствие, почему нельзя и что за этим следует. Поэтому ребенок нарушает правила и не всегда слушается. Из-за этого лучше водить его к тренеру. Ребенок воспринимает его, как чужого человека и знает, что должен его слушаться и подглащать от него информацию. Ребенок не будет вести себя с ним так, как с родителями. – Но ведь в ваших видеороликах нередко можно увидеть Вашу дочь. Расскажите, вы её учите безопасности? Не воспринимает ли она тогда вас, как родителя, а не тренера? – Хоть я и прошла обучение, свою дочь я отдала к тренеру из Алматы. Потому что я как мама понимаю, все, что я ей даю, она послушает, но может не принять. А если это сделает тренер, она в это вникнет. Поэтому я сама, хоть и могу те же знания дать, но всё равно её повела к тренеру. – Ну и под конец, дайте, пожалуйста, какой-нибудь базовый совет для наших читателей. – Первое, что хочу родителям донести – чтобы они не воспитывали удобных для себя детей. Многие с детства закладывают в них свои личные удобства и излишнюю воспитанность, вроде: «не кричи», «не бегай». Но у меня бывали случаи, когда ребенка отдают на тренинг, а он даже кричать не умеет. Хотя я на занятиях их прошу покричать и замеряю их уровень крика по шумомеру. Тогда приходится учить детей банально кричать в каких-то экстренных ситуациях. Также хотелось бы посоветовать родителям, чтобы никогда не говорили, что всем взрослым надо помогать. Нужно учить ребенка ставить границы, объяснять, каким взрослым можно помогать, а каким нельзя. Обычно детям просто закладывают, что надо. Но ведь у ребенка нет разграничений, он думает, что каждому взрослому. Нужно уточнять, что стоит помогать только родным и близким. Для детей хотелось бы донести, что они все равно несут ответственность за свою личную безопасность, что им нужно беречь себя, и что каждый ребенок может дать какие-то ответные действия на опасность. Главное этому научиться.

Другие новости