Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации просят вернуть их на Родину
В Казахстане вопрос прозрачности бюджета является актуальным и вызывает обсуждения в обществе. Эксперты обсудили, почему Казахстан “застрял на одном месте” по этому показателю, а также обратили внимание на высокую налоговую нагрузку в нашей стране, передает ZTB News. По словам члена Общественного совета по госфинансам, директор Центра исследований Сандж, исследователя Международного бюджетного партнерства (IBP) Жанар Джандосовой, за 15 лет (2006-2021) Казахстан в оценке открытости бюджета поднялся с 38 до 63 баллов и остановился на этой отметке в 2021 году. У наших соседей Индекс открытости бюджета за 2023 год заметно выше: у Грузии - 87, Азербайджана - 67, России - 66, Турции - 64. Джандосова рассказала, с чем связана эта стагнация. Как считает эксперт, основная проблема заключается в проекте бюджета. Казахстан не предоставляет в бюджете исторических данных ни по затратам, ни по доходам, хотя имеет их. А это значит, что Проект бюджета не позволяет сравнивать бюджеты прошлых и будущих лет, видеть возможные ошибки планирования и исполнения бюджета. К сожалению, нет в проекте бюджета данных, как растет наш государственный долг и проценты по нему. Публикация исторических данных хотя бы за 2 предшествующих года позволит избежать ошибок и извлечь уроки, - заявила она. Джандосова также добавила, что в проекте бюджета отсутствует экономическая классификация, которая дает о информацию о расходах на зарплаты и премии, товары и услуги, о трансфертах или комиссии, капитальных и командировочных затратах. Ее отсутствие говорит о том, что нет планирования расходов по таким категориям, а мониторинг превышения бюджетов по ним не ведется. Также огромным упущением является в нашем законодательстве то, что глава Высшей аудиторской палаты может быть смещен без согласия Парламента или судебной власти, что происходило как при прежнем, так и при новом президентах, - добавила она. Жанар Джандосова считает, что в проблемах виновата и незаинтересованность общественности в обсуждении бюджета, особенно на стадии планирования, по проведению общественных слушаний, использованию рекомендаций гражданского общества. Эксперт привела примеры, от последствий которых жители страдают и по сей день. Проекты вроде LRT, утильсбора, переход времени на час назад. Если бы затраты на них публиковали еще на начальной стадии, народ возмутился бы еще в период обсуждения. Тогда государству, может быть, не пришлось бы тратить столько денег. Проблемы с паводками - это те же самые проблемы непрозрачности бюджета. Никто не знал, сколько денег было запланировано на плотины, на обустройство. Мы эту информацию не знаем, никто ей не владеет. Из-за этого мы после возникновения проблем уже сталкиваемся с расходами в пятикратном размере, - заявила она. Эксперт подытожила выступление тем, что министерство финансов должно публиковать в качестве гражданских бюджетов информацию по проекту бюджета, утвержденному бюджету, по полугодовому обзору и годовому отчету. По ее словам, в стране необходимо создать механизмы для привлечения общественности к разработке бюджета, а не только к оценке отчетов. Основатель Uchet.kz и сопредседатель партии Respublica Максим Барышев в свою очередь считает, что налоговая нагрузка для работодателей в Казахстане является очень высокой даже по мировым стандартам. В настоящее время предприятия, действующие в соответствии с законом, обязаны перечислять значительные суммы налогов и социальных взносов с заработной платы своих сотрудников, указывает эксперт. Существует несколько видов налогов и взносов, среди которых основные семь - индивидуальный подоходный налог, обязательные пенсионные взносы, социальный налог, социальные отчисления, а также отчисления и взносы на обязательное социальное медицинское страхование. Кроме того, с 2024 года работодателям введены обязательные пенсионные взносы. В итоге около 40% от заработной платы идет налогами в государственный и внебюджетные фонды, что создает значительную финансовую нагрузку для работодателей по мировым меркам, - сказал он. Он считает необходимым упростить систему налогообложения работников и предлагает внедрить систему Единого платежа с заработной платы по ставке 20%.