Как вы знаете, после распада СССР Казахстан отказался от общесоветского названия своей столицы — "Алма-Ата". Он настоял на том, чтобы город (в том числе и за пределами страны) называли Алматы, и никак иначе. Потом сменилась и столица, но это уже неважно. Этот жест должен был стать символом строительства нового, независимого и современного государства. К сожалению, с "современностью" не совсем получилось.
Оказалось, что в Алматы больше нет места электрическому транспорту, который прекрасно себя чувствовал в Алма-Ате... Власть в городе узурпировали автомобильные фанаты, которые решили закатать все рельсы в асфальт и на этом успокоиться.
Вы не поверите, но когда-то в прекрасном городе Алматы работал трамвай. Система никогда не была большой, но 10 маршрутов в столице Казахстана было.
Однако на протяжении последних 20 лет Алматинский трамвай планомерно уничтожали. С 1999 года в городе оставалось всего два маршрута, а в 2015-м движение трамваев было "временно" прекращено. Как это обычно бывает, "временно" растянулось на годы.
За это время власти несколько раз спохватывались и то начинали закупать подержанные вагоны Tatra, то планировать капитальный ремонт всех трамвайных путей, то вместе с европейцами разрабатывать проект ЛРТ. ЕБРР несколько раз выделял городу безвозмездные гранты, но это так ни к чему и не привело на практике. А с чешскими вагонами вообще смешно: их с конца 90-х закупали три или четыре раза и всякий раз распиливали на металлолом уже через пару лет эксплуатации.
На днях наткнулся на новость о том, что в Алматы собираются трамвай добить. Никакого капремонта линий, никакой модернизации мэрия даже не планирует. Вместо этого в городе начнётся демонтаж всех трамвайных рельсов и проводов.
Инфраструктуры для будущего "оживления" трамвая больше не будет. О современной трамвайной системе, которую продвигают европейцы, тоже пока придётся забыть.
Самое смешное, что власти утверждают, будто на месте уничтоженных трамвайных путей появятся велодорожки! Окей, это ещё можно оправдать, если пути идут независимо от проезжей части (то есть с одной стороны от них – тротуар). Но если пути проложены посередине улицы, то заявление о велодорожках – либо глупость, либо лукавство. Скорее всего, все бывшие линии в Алматы просто закатают в асфальт, а о велодорожках и трамваях забудут на ближайший десяток лет.
Кстати, троллейбусные линии, как пишет местное издание, тоже "подвергнутся масштабной реконструкции". Так что Алматинский троллейбус, видимо, скоро уйдёт в небытие вслед за трамваем.
Как вы уже поняли, крупнейший город Казахстана, который так стремится быть современным, повторяет типичную ошибку западных городов середины XX века. Ещё раз напомню, как развивался электрический транспорт в мире. Расцвет трамвая пришёлся на период между мировыми войнами. Тогда все крупные города имели хорошие трамвайные сети...
Но уже в 50-х города решили, что человек будущего должен передвигаться на личном автомобиле, а трамвай больше не нужен, потому что он устарел, создаёт пробки и т.д. [здесь вспомните все аргументы российских чиновников, когда они лоббируют ликвидацию трамвая]. Начался Великий трамвайный погром, особенно преуспели в уничтожении трамвая США. К 80-м годам трамвайная карта мира выглядела так:
Но потом выяснилось, что проблему пробок ликвидация трамвая не решила. Что всё стало только хуже, и что единственный выход – это развитие общественного транспорта! Современному городу без трамвая не обойтись – так решили власти городов США, Западной Европы, Бразилии, Израиля, Турции и даже Северной Африки.
В некогда самом автомобильном городе США, Детройте, сейчас восстанавливают трамвайную систему!
Париж вернул себе трамвай в 1992 году, а в 2006-м пустил его в центр города.
А это прекрасный трамвай в Лионе. Первая трамвайная система в городе закрылась ещё в 1956 году, но в начале нулевых её было решено восстановить.
Барселона – город, сопоставимый с Алматы по населению – закрывала трамвай на 33 года, с 1971 по 2004-й. Но сейчас никому в каталонской столице и в голову не приходит, что трамвай – это "устаревший вид транспорта".
Даже в гигантский и загруженный Нью-Йорк собираются вернуть трамвай, чтобы идти в ногу со временем!
Мэр города Билл Де Блазио недавно обнародовал амбициозный план создания первого за несколько десятилетий трамвайного маршрута. Новая линия длиной 16 миль (25 км) соединит Бруклин и Квинс, пройдя вдоль берега Ист-Ривер.
Сейчас города, которые когда-то трамвай уничтожили, снова возвращают его на улицы. Они готовы вкладывать в это деньги и силы, потому что понимают, что "город для автомобилей" – это не только безнадёжно устаревшая, но и во многом фантастическая концепция. В городе будущего транспорт должен быть общественным.
Пока что Алматы в плане транспортной инфраструктуры отстаёт от Европы и США на 20 лет. Это можно довольно быстро наверстать, тем более что европейцы готовы городу помогать. Понимание того, что трамвай в современном городе необходим, всё равно придёт к тем, кто управляет столицей Казахстана. Но пока власти Алматы не хотят, чтобы их город был современным.