Они иллюстрировали работу волонтеров Biz Birgemiz Qazaqstan
В Казахстане вот уже пятый месяц работает официальный сайт для онлайн-петиций, официальный запуск которого состоялся 4 апреля. С этого момента четыре петиции граждан успели набрать нужное для обсуждения количество голосов - 50 тысяч, тогда как сами дискуссии массово обсуждались в социальных сетях. Редакция ZTB News спросила депутатов, верят ли они в будущее инструмента “народного участия”.
Что с петициями в Казахстане сейчас
По закону петиция в Казахстане, набравшая 50 тысяч подписей, должна обсуждаться на уровне властей. Такой порог на 5 августа набрали петиции за запрет пропаганды ЛГБТ, об отмене единого часового пояса, против утильсбора и за запрет госслужащим участвовать в азартных играх. Самое обсуждаемой из всех, пожалуй, была петиция за запрет пропаганды ЛГБТ - она набрала 50 тысяч подписей за рекордное количество времени. Сама дискуссия в Астане с участием заинтересованных лиц и представителей министерств в какой-то момент превратилась в балаган на повышенных тонах. Депутат Айдос Сарым предупредил, что такие словесные баталии можно ожидать и в будущем. «Будут обсуждения, горячие дискуссии, к которым надо основательно готовиться с цифрами и фактами. Да, надо, быть может, работать над общей культурой, нарабатывать язык и функционал, учиться терпению и терпимости к оппонентам. Но это дело времени», - рассказал корреспонденту ZTB News депутат. Министерство торговли Казахстана, рассмотрев петицию «Вернуть время обратно назад», решило отказать в удовлетворении изложенных в ней требований. Это окончательное решение. В правительстве заявили, что доводы выступающих за отказ от единого часового пояса в стране никак не подтверждены. Авторы документа, несмотря на первую неудачу, намерены идти за свою идею дальше, правда пока неизвестно, каким образом. Министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев 19 июля официально объявил, что петицию по утильсбору решили отклонить после рассмотрения специальной комиссией. А закон о запрете чиновникам азартные игры уже рассматривают в мажилисе. Есть ли у инструмента будущее? Депутат Айдос Сарым считает, что для хорошей работы петиций в нашей стране нужно больше практики. Мажилисмен также привел в пример присяжных заседателей в суде, который, по его мнению, является отличным инструментом. «Чем больше будет практики, чем больше будет готовности слушать и слышать друг друга, тем совершеннее будут инструменты и позитивнее результаты. Здесь, как мне кажется важно сохранить этот инструмент, быть готовыми к компромиссам. И тогда все заработает, станет частью политической культуры и общества, и чиновников. Главное, не превращать петиции в троллинг, средство сведения счетов. Могу напомнить историю про присяжных заседателей: отличный инструмент, который сразу на взлете был торпедирован и властью, и самими гражданами. В результате этот инструмент был дискредитирован и замел на полтора десятилетия. Хотя тот же кейс про Куандыка Бишимбаева хорошо показал его значимость и важность. С петициями тоже такая история. Надо выработать культуру, практики, опыт», - заявил он. Сарым убежден, что для продвижения какой-либо идеи от замысла до закона в нашей стране требуется от полутора до трех лет. «Это, конечно, если правильно лоббировать, создавать широкие коалиции, работать с чиновниками и депутатами, проводить акции, использовать не только митинги и петиции, но и весь спектр публично-политических и пиар-инструментов», — резюмировал Сарым. В целом депутат считает, что основная цель закона о петициях достигнута: вопросы, которые действительно волнуют граждан, рассматриваются властями и обсуждаются публично с участием всех сторон. Одновременно с этим, мажилисмен считает, что стране предстоит много работы в будущем, чтобы этот инструмент работал в совершенстве. «Когда мы готовили и продвигали этот закон, было много различных мнений и сомнений, особенно со стороны госорганов. Предполагалось, что институт петиций может превратиться в инструмент троллинга со стороны отдельных «несознательных» граждан, которые завалят госорганы тоннами петиций, превратят жизнь чиновников в ад дискуссий и прочее», — рассказал Сарым. Однако, по его словам, практика показала, что реальная повестка отличается от обсуждений в социальных сетях и на иностранных сервисах петиций. Другой депутат Олжас Куспеков считает, что механизм уже работает, но в основном поднимаемые проблемы, по его мнению, являются “частным интересом”. «Механизм работает, уже есть реакция правительства, народ подписывает, но есть вопрос целесообразности предложенных идей. И авторы петиции не могут аргументированно отстоять. В основном все уходит в частный интерес, или в отсутствие аргументированного обоснования», - считает он. Айдос Сарым отметил, что ошибки возможны, но Казахстан стоит еще в начале пути в вопросе петиций и публичных обсуждений проблем. «Мы находимся в самом начале пути. Повторяюсь, мы еще учимся, и мне кажется, власть сегодня учится быстрее, чем общество в целом и его представители. Нам не нужны десятилетия или столетия борьбы за “светлые” идеи и замыслы. Реально актуальные темы, горячие вопросы власть в состоянии перехватывать и превращать их в свои собственные и без петиций. Но петиции - это не только про принятие решений, но и про широкие дискуссии. Какие-то темы надо продвигать достаточно долго и упорно, создавать нужные инфоповоды, формировать коалиции, правильные контексты. Иногда нужна воля политиков, иногда это дело случая (даже трагического), иногда долгая, муторная, каждодневная работа в течении нескольких лет. Никто никому не говорил, что достаточно набрать голоса и все - наступит рай земной. За все хорошее или правильное - надо учиться и уметь бороться! И часть этой борьбы - многократные споры, дни или недели разочарований, апатии, гнева. Но вся публичная политика - это про умение подниматься снова и снова и иметь силы и энергию двигаться вперед, идти к намеченной цели», - подытожил депутат. Примеры других стран. В России авторизованные через поддерживаемую государством систему идентификации граждан ЕСИА, могут выдвигать различные гражданские инициативы либо голосовать за таковые. Инициативы рассматриваются если: на федеральном уровне и в субъектах России численностью населения более 2 млн. — не менее 100 000 (ста тысяч) голосов в поддержку инициативы; на региональном и муниципальном — не менее 5 % от численности зарегистрированного населения. Инициатива, набравшая необходимое количество голосов, попадает в экспертную группу федерального, регионального или муниципального уровня для принятия решения о мерах по реализации. В Украине в качестве прямого инструмента демократии массово начали использовать в 2015 году. Именно тогда в законодательство внесли ряд изменений, позволяющих людям обращаться к властям в формате коллективного запроса либо в частном порядке. Но при соблюдении определенных условий. Граждане страны могут обратиться к представителям власти на специальных сайтах через соответствующие формы. Создать обращение к Президенту Украины можно на официальном ресурсе petition.president.gov.ua. Достаточно зарегистрироваться в сервисе, а потом создать электронную петицию либо пройти на страницу уже существующей для ее поддержки. В Узбекистане платформа для создания петиции существует с 2018 года. Чтобы парламент принял петицию на рассмотрение, обращение должно получить не менее 10 тысяч голосов. Петиция об улучшении охраны деревьев появилась в мае 2018 года и за 12 дней собрала нужное количество подписей. 27 июля она стала первой онлайн-петицией, которую рассмотрела нижняя палата Олий Мажлиса. Парламентарии признали наличие проблем с сохранением древесного фонда, однако поддержали лишь часть предложений, изложенных в обращении.