Они иллюстрировали работу волонтеров Biz Birgemiz Qazaqstan
В Казахстане уже пять месяцев работает официальный сайт для онлайн-петиций. Его запуск состоялся 4 апреля. За это время четыре петиции граждан набрали необходимые для обсуждения количество голосов, а сами дискуссии активно обсуждались в социальных сетях. Редакция ZTB News поинтересовалась у депутатов, верят ли они в будущее этого инструмента “народного участия”.
Что с петициями в Казахстане сейчас
По закону петиция, набравшая 50 тысяч подписей, должна обсуждаться на уровне властей. На сегодняшний день такого порога достигли петиции о запрет пропаганды ЛГБТ, об отмене единого часового пояса, против утильсбора и о запрете госслужащим участвовать в азартных играх.
Наиболее обсуждаемой стала инициатива о запрете пропаганды ЛГБТ. Она набрала необходимое количество подписей для рассмотрения правительством в рекордные сроки. Дискуссия с участием заинтересованных сторон и представителей министерств в определённый момент переросла в жаркий спор. Депутат Айдос Сарым предупредил, что подобные словесные баталии могут повториться и в будущем.
Будут оживлённые обсуждения и дискуссии, к которым нужно тщательно готовиться, собрав необходимые цифры и факты. Возможно, нам стоит поработать над общей культурой, развить навыки общения и аргументации, а также научиться быть терпеливыми и терпимыми к оппонентам. Но это дело времени, - говорит депутат.
Министерство торговли Казахстана рассмотрело петицию с требованием вернуть время назад и приняло решение отказать в ее удовлетворении. В правительстве заявили, что аргументы сторонников отказа от единого часового пояса не подкреплены доказательствами. Несмотря на это, авторы петиции намерены и дальше бороться за свою идею. Правда, пока непонятно, каким образом они будут это делать.
19 июля министр промышленности и строительства Канат Шарлапаев официально сообщил о том, что специальная комиссия отклонила петицию об утильсборе. А закон о запрете чиновникам участвовать в азартных играх уже рассматривается в мажилисе.
Есть ли у инструмента будущее
Депутат Айдос Сарым уверен, что для эффективной работы системы петиций в стране необходимо больше практики. Только так люди научатся слушать и слышать друг друга. Со временем инструменты будут совершенствоваться, а результаты станут более позитивными.
Важно сохранить этот инструмент и быть готовыми к компромиссам. Тогда он станет частью политической культуры и общества, и чиновников. Главное - не превращать петиции в инструмент для сведения счётов или троллинга. Например, история с присяжными заседателями - это отличный инструмент, который вначале был дискредитирован как властью, так и самими гражданами. В результате он был забыт на полтора десятилетия. Однако кейс с Куандыком Бишимбаевым показал его значимость и важность. С петициями такая же история. Надо выработать культуру, практику и опыт, - убежден он.
Айдос Сарым считает, что для продвижения какой-либо идеи от замысла до закона требуется от полутора до трех лет.
Это, конечно, если правильно лоббировать, создавать широкие коалиции, работать с чиновниками и депутатами, проводить акции, использовать не только митинги и петиции, но и весь спектр публично-политических и пиар-инструментов, - рассуждает депутат.
В целом депутат полагает, что основная цель закона о петициях уже достигнута: вопросы, которые действительно важны для граждан, рассматриваются властями и обсуждаются открыто с участием всех заинтересованных сторон. Однако в будущем предстоит ещё много работы, чтобы этот инструмент функционировал идеально.
Когда мы готовили и продвигали этот закон, было много различных мнений и сомнений, особенно со стороны госорганов. Предполагалось, что институт петиций может превратиться в инструмент троллинга со стороны отдельных “несознательных” граждан, которые завалят госорганы тоннами петиций, превратят жизнь чиновников в ад дискуссий и прочее, - говорит Сарым.
Однако, по его словам, практика показала, что реальная повестка отличается от обсуждений в социальных сетях и на иностранных сервисах петиций.
Другой депутат, Олжас Куспеков считает, что механизм работает, но большинство проблем, которые поднимаются, носят все-таки частный характер.
Механизм работает, уже есть реакция правительства, народ подписывает, но есть вопрос целесообразности предложенных идей. И авторы петиции не могут аргументированно отстоять. В основном все уходит в частный интерес или в отсутствие аргументированного обоснования, - считает он.
Айдос Сарым подчеркнул, что ошибки возможны, но Казахстан только начинает свой путь в вопросах петиций и публичных дискуссий о проблемах. Он считает, что власть сегодня учится гораздо быстрее, чем общество в целом и его представители.
Нам не нужны десятилетия или столетия борьбы за “светлые” идеи и замыслы. Актуальные темы, горячие вопросы власть в состоянии перехватывать и превращать их в свои собственные и без петиций. Петиции - это не только про принятие решений, но и про широкие дискуссии. Какие-то темы надо продвигать достаточно долго и упорно, создавать нужные инфоповоды, формировать коалиции, правильные контексты. Иногда для этого нужна воля политиков, иногда дело случая, даже трагического, а иногда долгая и муторная работа в течение нескольких лет. Никто не говорил, что достаточно набрать голоса и все, наступит рай земной. За все хорошее или правильное надо учиться и уметь бороться! И часть этой борьбы - многократные споры, дни или недели разочарований, апатии, гнева. Вся публичная политика - это про умение подниматься снова и иметь силы и энергию двигаться вперед, идти к намеченной цели, - подытожил депутат.
Как в других странах
В России, авторизованные через поддерживаемую государством систему идентификации граждан ЕСИА, могут выдвигать различные гражданские инициативы либо голосовать за таковые. Инициативы рассматриваются если: на федеральном уровне и в субъектах России численностью населения более 2 млн. - не менее 100 тысяч голосов в поддержку инициативы; на региональном и муниципальном - не менее 5 % от численности зарегистрированного населения. Инициатива, набравшая необходимое количество голосов, попадает в экспертную группу федерального, регионального или муниципального уровня для принятия решения о мерах по реализации.
В Украине в качестве прямого инструмента демократии массово начали использовать в 2015 году. Именно тогда в законодательство внесли ряд изменений, позволяющих людям обращаться к властям в формате коллективного запроса либо в частном порядке. Но при соблюдении определенных условий. Граждане страны могут обратиться к представителям власти на специальных сайтах через соответствующие формы.
В Узбекистане платформа для создания петиции существует с 2018 года. Чтобы парламент принял петицию на рассмотрение, обращение должно получить не менее 10 тысяч голосов. Петиция об улучшении охраны деревьев появилась в мае 2018 года и за 12 дней собрала нужное количество подписей. 27 июля она стала первой онлайн-петицией, которую рассмотрела нижняя палата Олий Мажлиса. Парламентарии признали наличие проблем с сохранением древесного фонда, однако поддержали лишь часть предложений, изложенных в обращении.