Пес был звездой Казнета - он помогал жителям Атырауской области во время паводков
Исследование показало, что большинство верующих жителей городов Казахстана понимают, но не одобряют религиозную политику властей РК. Кроме того, они хотят усиления влияния религии на государство. Какой он – облик современного верующего жителя казахстанского города – в материале информационного агентства ZTB.kz.
Фонд «Туран» представил результаты исследования восприятия атеистов и атеистических убеждений в современном казахстанском городе. При этом данные опроса, проведенного при поддержке Фонда имени Розы Люксембург, отразили мнение не только атеистов, но и верующих.
Исследование проводилось в городах республиканского значения Алматы и Шымкенте, в областных центрах Костанай и Актау, а также в малых городах Рудный и Жанаозен. В рамках проекта опросили 1604 горожанина.
768 респондентов - 47,9% - назвали себя верующими, причем 56,6% из них отнесли себя к мусульманам. Больше всего верующих людей оказались людьми в возрасте от 31 года до 49 лет. Среди молодежи до 30 оказались наименее религиозные граждане.
Понимать - не значит поддерживать
Выяснилось, что далеко не все верующие (лишь 38,5% респондентов) ходят в мечеть, а читают религиозную литературу или смотрят соответствующие программы только 27,6% и 29,1% соответственно. Самыми частыми действиями верующих оказались чтение молитв (56,7%), подаяния нуждающимся (67,8%) и проведение религиозных праздников (75,8%).
Большинство верующих (73,5%), принявших участие в опросе, заявили, что им полностью и скорее понятна политика, которую проводит государство в религиозной сфере. Лишь 24,2% религиозных людей «скорее не понимают» или «полностью не понимают» государственную политику.
Однако понимать – не значит поддерживать. Полностью поддерживают действия властей в религиозной сфере 28,3% верующих, 35,7% их «скорее одобряют», а 22,9% и 4,8% теистов «скорее» и «полностью» не поддерживают. Среди атеистов политику государства полностью или «скорее» одобряют 65,3% респондентов.
«Признание исторической роли ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа» одобряют только 45,4% верующих против 54,4% атеистов. Строгий надзор над миссионерской деятельностью большинству теистов тоже не по душе – его поддерживают только 40,5%. А большинство атеистов высказались за эту меру. Еще меньше верующих устраивает запрет на молельные комнаты в образовательных и медицинских учреждениях, в государственных учреждениях и воинских частях – 22,5% и 23,6% соответственно. Строгий надзор за распространением религиозной литературы поддержали 35,3% теистов. А существование в школьной программе предмета «Светскость и основы религиоведения» поддерживают только 38,8% верующих респондентов. Среди атеистов все эти меры одобряются гораздо больше.
Запрос на клерикализм
Как показал опрос, среди верующих, проживающих в городах Казахстана, высок запрос на усиление клерикализма, то есть на увеличение влияния религии на государство. 50,9% опрошенных теистов полагают, что «нет ничего плохого в том, если религия будет влиять на принятие законов в нашей стране». 55,5% респондентов выступили за открытие молельных комнат в общественных местах, так как, по их мнению, это «обеспечит права верующих людей». А 50,7% теистов уверены, что «нет ничего плохого в создании политических партий на религиозной основе». Треть верующих – 34,5% - и вовсе выступили за установление государственной религии в Казахстане.
Исследование показало, что верующие, заявляя, что им ясна религиозная государственная политика, лукавят, так как на деле они не поддерживают ни одну из мер властей.