Исследование: верующие мусульмане Казахстана не ходят в мечети, но много молятся


Исследование показало, что большинство верующих жителей городов Казахстана понимают, но не одобряют религиозную политику властей РК. Кроме того, они хотят усиления влияния религии на государство. Какой он – облик современного верующего жителя казахстанского города – в материале информационного агентства ZTB.kz.

Фонд «Туран» представил результаты исследования восприятия атеистов и атеистических убеждений в современном казахстанском городе. При этом данные опроса, проведенного при поддержке Фонда имени Розы Люксембург, отразили мнение не только атеистов, но и верующих.

Исследование проводилось в городах республиканского значения Алматы и Шымкенте, в областных центрах Костанай и Актау, а также в малых городах Рудный и Жанаозен. В рамках проекта опросили 1604 горожанина.

768 респондентов - 47,9% - назвали себя верующими, причем 56,6% из них отнесли себя к мусульманам. Больше всего верующих людей оказались людьми в возрасте от 31 года до 49 лет. Среди молодежи до 30 оказались наименее религиозные граждане.

Понимать - не значит поддерживать

Выяснилось, что далеко не все верующие (лишь 38,5% респондентов) ходят в мечеть, а читают религиозную литературу или смотрят соответствующие программы только 27,6% и 29,1% соответственно. Самыми частыми действиями верующих оказались чтение молитв (56,7%), подаяния нуждающимся (67,8%) и проведение религиозных праздников (75,8%).

Большинство верующих (73,5%), принявших участие в опросе, заявили, что им полностью и скорее понятна политика, которую проводит государство в религиозной сфере. Лишь 24,2% религиозных людей «скорее не понимают» или «полностью не понимают» государственную политику.

Однако понимать – не значит поддерживать. Полностью поддерживают действия властей в религиозной сфере 28,3% верующих, 35,7% их «скорее одобряют», а 22,9% и 4,8% теистов «скорее» и «полностью» не поддерживают. Среди атеистов политику государства полностью или «скорее» одобряют 65,3% респондентов.

«Признание исторической роли ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа» одобряют только 45,4% верующих против 54,4% атеистов. Строгий надзор над миссионерской деятельностью большинству теистов тоже не по душе – его поддерживают только 40,5%. А большинство атеистов высказались за эту меру. Еще меньше верующих устраивает запрет на молельные комнаты в образовательных и медицинских учреждениях, в государственных учреждениях и воинских частях – 22,5% и 23,6% соответственно. Строгий надзор за распространением религиозной литературы поддержали 35,3% теистов. А существование в школьной программе предмета «Светскость и основы религиоведения» поддерживают только 38,8% верующих респондентов. Среди атеистов все эти меры одобряются гораздо больше.

Запрос на клерикализм

Как показал опрос, среди верующих, проживающих в городах Казахстана, высок запрос на усиление клерикализма, то есть на увеличение влияния религии на государство. 50,9% опрошенных теистов полагают, что «нет ничего плохого в том, если религия будет влиять на принятие законов в нашей стране». 55,5% респондентов выступили за открытие молельных комнат в общественных местах, так как, по их мнению, это «обеспечит права верующих людей». А 50,7% теистов уверены, что «нет ничего плохого в создании политических партий на религиозной основе». Треть верующих – 34,5% - и вовсе выступили за установление государственной религии в Казахстане.

Исследование показало, что верующие, заявляя, что им ясна религиозная государственная политика, лукавят, так как на деле они не поддерживают ни одну из мер властей.

Другие новости