Почему в Казахстане растут цены на  бензин


Новый нефтеперерабатывающий завод в Казахстане строить не планируют. Как заявил заместитель председателя правления «КазМунайГаза» Дмитрий Макеев, вместо этого рассматривается возможность расширения производительности Шымкентского НПЗ, сообщает информационное агентство ZTB.kz.


По словам Макеева, строительство нового НПЗ – дело довольно затратное и требует наличия целого ряда внешних факторов. А вот потенциал Шымкентского НПЗ еще не исчерпан, паспортная производительность завода составляет 6 млн тонн в год.


«Не так-то просто построить новый НПЗ: здесь нужно принимать во внимание и подключение внешних условий, таких как подключение транспортной инфраструктуры, энергоснабжение, водоснабжение, обеспечение топливными ресурсами, такими как природный газ, обеспечение паром, необходимо подключение к теплоцентрали. То есть просто так построить завод в чистом поле – это намного сложнее, чем провести расширение действующего производства. Потому что на действующем производстве уже действующая инфраструктура есть. Или надо её использовать или же дальше её расширять. Но это намного эффективнее. И экономически это дешевле будет, и по срокам быстрее происходит», – заявил Макеев.


Напомним, 13 апреля премьер-министр Алихан Смаилов отметил, что Минэнерго нужно пересмотреть подходы к расширению Шымкентского нефтеперерабатывающего завода.


И все же сейчас предприятие работает не на полную мощность. Кроме того, Павлодарский НПЗ находится на плановом ремонте, из-за аварии на МАЭК Атырауский НПЗ временно простаивает. И все это планомерно сеет слухи о приближающемся, и ставшем уже традиционном, летнем дефиците топлива в стране. Тем более, что у граждан в памяти еще свежи примеры. Приведем один из них.


По данным телеграм-канала @Shishkin_like, в 2017 году — в разгар очередного бензинового кризиса — на Павлодарском НПЗ (который только завершил самый продолжительный в своей истории капитальный ремонт) сломалась деталь на водородной установке. В результате поломки завод снизил объем выпускаемого дизтоплива с 4 тыс. тонн в сутки до 600. Виновником в «КазМунайГазе» назвали местного сварщика, работавшего на аутсорсе.


«Завод признал, что «срыв сроков окончания капитального ремонта ПНХЗ и пуска завода в целом создали напряженную ситуацию по обеспечению внутреннего рынка дизельным топливом». Ситуация усугубилась тем, что в августе того же года на плановый ремонт с полной остановкой ушел и Атырауский НПЗ», - пишет информационный источник.

Как писал «Коммерсант»: «В результате доля российского импорта в общем объеме продаж бензина выросла с 20–25% до 40%, а рост цен на топливо в России, а также серьезное ослабление тенге к доллару и рублю (около 17%) увеличили стоимость этих объемов для казахских импортеров».


В этот раз происходит примерно, то же самое. Премьер-министр Алихан Смаилов пообещал не допустить дефицита бензина. По его словам, запасов топлива достаточно. Однако договор на поставки АИ-95 с россиянами подписали. Бензин марки АИ-95 в Казахстан начала поставлять российская компания «Газпром нефть». Парадокс, но цены на российский бензин на территории России в 1,5 раза выше, чем в Казахстане, а это значит разницу придется покрывать и не всегда за счет государства.


Поэтому, как выяснили корреспонденты информационного агентства ZTB.kz, цены на АИ-95 в Казахстане хоть и незаметно, но выросли. Опрошенные редакцией респонденты подтвердили, что бензин марки АИ-95, к примеру, на Royal Petrol вырос с 237 до 250 тенге за литр, на «Газпромнефти» поднялся с 233 до 245 тенге за тот же объем.


И тут хочется привести еще один пример, прочитав который, каждый должке сделать для себя «правильный» вывод.


Так, в 2021 году на западе страны резко подорожал бензин. Как пишет телеграм-канала @Shishkin_like, причиной называли очередной внеплановый ремонт на Атырауском НПЗ. Нурлан Ногаев, который в то время возглавлял министерство энергетики, объяснял: в январе на Атырауском НПЗ произошел сбой с поставками электроэнергии, что привело к аварийной остановке некоторых технологических установок.


Резонанс от остановки Атырауского НПЗ дошел до главы государства, который на одном из заседаний правительства потребовал наказать виновных.


«После завершения модернизации НПЗ в 2018 году количество ремонтов, сроки проведения и количество аварийных остановок не снизились. Как следствие, возникает дефицит и резкий рост цен на ГСМ», -отметил президент Касым-Жомарт Токаев.


Тогда же Токаев поручил принять меры по наказанию виновных в ситуации с неплановой остановкой АНПЗ. По данным телеграм-канала @Shishkin_like, спустя пять дней после слов президента директора завода Шухрата Данбая освободили от должности, в отношении него начали расследование по факту хищения средств. В мае этого года Данбая, напомним, полностью оправдали.

Другие новости