Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации просят вернуть их на Родину
Демонстрация в соцсетях фотографии, на которой 18-летняя блогер Ширин Нарчаева обнажила грудь и прикрыта лишь национальными украшениями, бурно недавно бурно обсуждалась в соцсетях.
В стране развернулась активная дискуссия, не является ли подобное поведение оскорблением всей нации.
Уятмены активизировали борьбу
В последнее время в республике активизировались разговоры о моральном облике женщин. Движение уятменов ищет новые поводы, чтобы призвать к ответу тех, чье поведение, по их мнению, не вписывается в общеустановленные нормы.
Одни прикрывают платком обнаженные статуи, другие идут дальше и угрожают или даже избивают девушек, осмелившихся на откровенные наряды и демонстрацию своего тела.
Так что же важнее - право человека на свободу или вековые традиции и устои? Этот вопрос Kaktakto задал казахстанским экспертам.
Вопрос воспитания
Политолог Айгуль Омарова считает, что вопрос - обнажаться или нет - зависит от воспитания, в первую очередь. И национальность здесь не имеет значения.
При этом она заметила, что не в традициях казахского народа, чтобы женщины не только обнажались, но и снимались в таком виде для видео или фото. Однако не стоит быть ханжами, убеждена политолог.
"Непонятно, что толкает мужчин на такое. Склонность к эпатажу вообще или выражение, таким образом, протеста против чего-то? Но что-то же толкнуло на подобный шаг. Может, в этом разобраться, а не предавать анафеме девушку? Кстати, она прикрыла грудь, так что уятмены сильно преувеличивают, когда орут об обнаженке", - сказала Айгуль Омарова.
Эксперт подчеркнула, что, например, нет традиции заводить токалок, то есть вторых и третьих жен. Раньше это позволяли себе только богатые баи. И то больше для продолжения рода. Сегодня же сплошь и рядом, когда так называемые казахские агашки считают за долг завести себе наложниц - токалок, дабы почувствовать себя "хозяином жизни".
Вопрос существования государства
По словам Омаровой, адекватной реакцию людей, которые поддержали постановочное избиение девушки, назвать нельзя, а среди них есть даже женщины.
"Общество, страна начинаются с семьи. И если в ней что-то не так, то это отражается на всех. Вероятно, у нас много уятменов нынче, кто мечтает загнать страну в патриархальность и кому по душе, когда женщины надевают хиджабы, которые совершенно не в наших традициях. Если количество уятменов больше, чем нормальных, адекватных людей, то не только о вхождении в число 30 самых цивилизованных стран мира придется забыть, но и вообще ставить под сомнение само существование государства",- считает эксперт.
Слишком лицимерный подход
Популярный блогер Жанна Ахметова заметила, что борьба "уят-праведников" была бы оправдана, если бы эти мужчины всегда стояли на страже целомудрия казашек. По ее словам, поражает лицемерие в этом вопросе.
"Если бы наши мужчины не насиловали казашек, не покупали любовь за деньги, тем самым не поддерживая проституцию среди казахских девушек, я бы их поняла и, возможно, даже поддержала. Но здесь складывается ощущение, что они просто злятся на то, что девушка для них недоступна. Однажды мои друзья приехали в Грузию, их там встречали местные. Решили веселиться, пить, петь и танцевать. Грузины сразу же обозначили один момент, мол, все что угодно, но только даже не заикаться о том, чтобы найти им проститутку среди грузинок. Сразу уточнили, что в этом деле они гостям не помогут. Разве у нас такое возможно?", - возмущается блогер.
По ее словам, в Казахстане сразу найдут и продадут девушек кому угодно. С этого должны начинать борьбу за нравственность уятмены, убеждена она. Блогер считает, что приемлемо все, что не нарушает закон.
"В стране творятся вещи намного страшнее ее юношеского хулиганства. И все это творится с прикрытой грудью", - заметила Жанна Ахметова.
Каждый решает сам
Политолог Жаксылык Сабитов считает, что Казахстан не возвращается в патриархальное общество. Есть люди, выступающие против "нудистов-провокаторов", но здесь могут быть разные нюансы, подчеркнул он.
Сама девушка, которая "частично обнажилась" преследовала, с большой долей вероятности, явно не цели борьбы за права женщин, а была банальная погоня за количеством подписчиков в социальных сетях, считает эксперт.
"Я думаю, любая девушка вправе публично выкладывать в сеть свои фотографии в любом виде. И уже конкретно сама социальная сеть имеет свои правила, насколько такие фотографии допустимы для нахождения в рамках данной личной страницы", - заключил Жаксылык Сабитов.