Обучение в автошколах снова сделают обязательным в Казахстане

С 23 апреля казахстанцам, желающим получить водительские права, придется пройти обучение в автошколе. В МВД приняли приказ, который возвращает обязательное прохождение автошколы при получении водительских прав. Документ в электронном виде (гиперссылка: https://law.gov.kz/client/#!/doc/195484/rus) опубликовали 12 апреля. А в силу он вступит уже 23 апреля. МВД РК приняло приказ, согласно которому перед получением водительских прав казахстанцы должны будут окончить автошколу. Возможность пройти самообучение перед сдачей экзамена водителям дали ещё в 2016 году. Однако, как считают в МВД, это же привело к снижению подготовки водителей и они стали чаще нарушать правила дорожного движения. Пункты, допускающие самоподготовку кандидатов в водители, претендующих на получение прав категории А и В, а также А1 и В1, удалены из правил приёма экзаменов и выдачи водительских удостоверений. Приказ опубликован 12 апреля 2024 года и вступает в силу через десять дней, 23-го числа. С этого дня всем желающим получить права необходимо будет предъявлять медицинскую справку о допуске к управлению транспортом, выданную по форме № 073/у и свидетельство об окончании курсов, выданное учебной организацией по подготовке водителей транспортных средств. Напомним, самоподготовку водителей в Казахстане разрешили в 2016 году. Но в 2022-м депутаты предложили эту норму отменить. Прошло два года, и в итоге с 23 апреля сдать на права смогут только курсанты автошкол, прошедшие теоретические и практические занятия. Уже с 23 апреля кандидатов на водительское удостоверение обяжут иметь при себе:  медицинскую справку о допуске к управлению транспортом (форма № 073/у);  свидетельство об окончании курсов. ФОТО 1 Фото: facebook.com/Eduard.Edokov При этом, только в Алматы, по данным 2gis, вождению обучает порядка 70 заведений. И как отметил автоэксперт Эдуард Эдоков, хорошая автошкола не может быть дешёвой. «Хорошая автошкола – это не просто место, где за деньги вручают какую-то формальную бумажку. В ней грамотные инструкторы будут учить с помощью хороших учебных пособий и тренажёров. Соответственно, это и стоить будет хороших денег. Я присутствовал, однажды, на учредительном собрании Ассоциации автошкол Алматы и там говорили, что хорошая автошкола не может быть дешёвой». По мнению автоэксперта, возвращение к практике обязательного обучения может частично повлиять на качество вождения казахстанцев, сдающих на права. Потому что обучение у профессионала – это лучше, чем самостоятельная подготовка. Однако, корреспондент ZTB News также опросил несколько инструкторов автошкол и все они заявили, что поправки не должны никак повлиять на стоимость курсов. Так, эксперт по дорожному движению Адлет Жунусов считает, что это связано с большой конкуренцией на рынке. «В целом по стране стоимость за два с половиной месяца обучения составляет около 50-60 тыс. тенге и, я думаю, так всё и останется. Только в Астане работает около сотни автошкол. Думаю, если кто-то цены повысит, у того и народу меньше будет обучаться. Из-за конкуренции цена будет стабильная», – считает Адлет Жунусов. Эксперт отметил, что с момента как разрешили самоподготовку аварийных ситуаций на дорогах Казахстана стало больше. Ведь бывали случаи, когда человек, который садился за руль только на автодроме мог сдать экзамен, не имея опыта в городе. «Упражнения на автодроме не такие сложные и человеку пары занятий хватало, чтобы выполнять их. А водитель как тогда почувствует машину на дороге в городе? Я даже думаю, что самоподготовку надо было раньше отменить. Какая бы ни была автошкола, она даёт базовые знания водителю. Тем более там обязательна практика в городе», – отметил эксперт. Адлет Жунусов, сравнивая ситуацию на дорогах до 2016 года, отметил, что раньше было безопаснее. Сейчас же именно водители-новички становятся виновниками в ДТП из-за незнания, неуверенности или неопытности. «Обучение необходимо. По моим наблюдениям, 90% казахстанцев не знают ПДД. И я думаю, это именно из-за того, что в стране действовала самоподготовка. Потому что водители что-то сами зазубрят, а понимания того, как вести себя на дороге у них нет», – подытожил Адлет Жунусов. ФОТО 2 (подпись уже на картинке) По данным Ranking.kz (гиперссылка: https://ranking.kz/reviews/regions/dtp-registriruemye-i-realno-proishodyaschie-chto-ne-tak-so-statistikoy.html ) только за январь-февраль этого года в Казахстане зарегистрировали более двух тысяч дорожно-транспортных происшествий. А это на 53,6% больше случаев, чем в прошлом году. Причем, чаще всего в этих ДТП была доказана вина водителя – 2,3 тыс. происшествий. Запретить самоподготовку водителей предложили депутаты По мнению народных избранников, обучение курсантов сегодня разрушено под ключ, в результате чего аварийность выросла. Как отметила сегодня в запросе первому заместителю премьер-министра РК Роману Скляру от имени группы мажилисмен Гульдара Нурумова, ежегодно в Казахстане происходит свыше 13 тысяч ДТП, в которых гибнут более 2 тысяч человек, около 18 тысяч получают ранения. При этом в текущем году количество аварий увеличилось на 9 %, граждан погибло больше на 21 %. С начала 2022 года полицейские пресекли более 4.5 млн нарушений правил, что говорит о низкой компетентности водителей. По словам депутатов, виной всему плохая подготовка автомобилистов. В 2016 году кандидатам на получение прав разрешили обучаться теории и вождению самостоятельно, а с 2018 года от автошкол перестали требовать наличие лицензии. Всё это привело к тому, что учебный процесс подготовки водителей начал проходить формально. «Наряду с ослаблением подготовки реформы коснулись и процедуры экзаменов. Функции по проведению экзаменов были переданы от министерства внутренних дел в ГК «Правительство для граждан». Следствием этого решения стала низкая доступность автоматизированных автодромов при спецЦОНах, что подтолкнуло курсантов к поиску незаконных путей получения водительских прав и послужило причиной для роста коррупционных правонарушений. Такими реформами важнейшее направление подготовки водителей было просто разрушено под ключ», — заявили мажилисмены. Депутаты предложили исключить возможность онлайн- и самоподготовки для граждан, получающих права впервые.

Другие новости