Что изменит запрет телефонов в казахстанских школах

Казахстанские власти годами выражали недовольство чрезмерным использованием смартфонов во время занятий, мотивируя это тем, что из-за этого школьная программа может пройти "мимо ушей". 23 февраля в Казахстане законодательно запретили использовать сотовые телефоны и гаджеты во время уроков в школе.

Нововведения, надеются депутаты и министерство просвещения, помогут детям лучше сосредоточиться на занятиях. Отметим, что в новых правилах нет запрета на использования телефона во время перемен.

Сегодня адаптация к новым технологиям важна как никогда. Это признают и родители, которые поддерживают идею запрета использования телефона на уроках. Но они против полного лишения смартфона. И в первую очередь это связано с безопасностью.

 

Житель Астаны, отец двоих детей: 

Полностью запрещать детям пользоваться телефоном нельзя. Это безопасность и связь с родителями. Запрет использования на уроках - такое решение я однозначно поддерживаю. Смартфоны отвлекают школьников и делают работу учителя бесполезной.

Айтасова Наргиз, жительница Астаны, мать троих детей

В целом это скорее хорошее решение, нежели плохое. Но есть и вторая сторона - в школах бывают разные инциденты и случаи, а с помощью телефонов дети могут запечатлеть момент в какой-либо опасной ситуации. Ну, допустим, учитель себя ведет неадекватно. Ребенок не сможет это доказать без телефона, а мы знаем, что в большинстве случаев верят больше учителю, чем ребенку, из-за его авторитета. Нужно комплексно подходить к организационным моментам школы, везде должны быть видеокамеры. Также нужен более тщательный отбор учителей не только по профессиональной пригодности, но и должна быть проверка психологической составляющей педагога. Такой подход помог бы минимизировать неприятные инциденты в школах. Одновременно с этим нужно отметить, что и школьники могут злоупотреблять использованием телефона. В нашей семье телефон - это больше средство связи. Пришел в школу, написал: все хорошо, вышел из школы, написал: все хорошо.

Сейтханова Замира, мать двоих детей: 

Я не против того, что телефоны забирают у детей. Человек, который работает в школе - не с улицы пришел, и раз уж я отправляю своего ребенка туда, то соответственное доверие уже есть. Я считаю, что дети должны поменьше отвлекаться на телефоны и больше сосредоточиться на учебе. Как мать я знаю, что дети, имея телефон в кармане, будут думать о том, как бы незаметно от учителя им воспользоваться. Если же ситуация срочная, всегда есть перемены, во время которых ребенок может связаться с родителем”.

Гулсая Каримова, мать двоих детей: 

Не совсем поддерживаю решение отнимать телефоны у детей. Этот вопрос можно проконтролировать, например, держать смартфон в кармане и не пользоваться им без надобности. Ситуации бывают разные, поэтому будет хорошо, если у ребенка останется телефон на случай крайней надобности, либо же в случае буллинга со стороны учителя или других детей. С помощью камеры телефона он может доказать свою правоту.

Среди казахстанцев также бытует мнение, что "раньше было лучше", подразумевая под этим то, что школьники чувствовали себя в безопасности и без смартфонов. Опрошенные нами родители с таким мнением не согласились, заявив, что в современном мире нельзя жить прошлым. Но и они отмечают несомненную пользу гаджетов, когда речь идет о связи и коммуникации с ребенком.

Ежегодно в Казахстане пропадают около 1,5 тыс. человек, 20% из них - дети. Правоохранительные органы отмечают, что поиск пропавших может затянуться из-за плохой коммуникации и недостоверной информации от потерпевших.

Сами школьники с этим законом не согласны. Отмечают, что телефон не всегда для развлечений. А иногда даже способ доказать факты буллинга со стороны педагогов. 

Фото7
Фото публикуется с разрешения родителей

Телефон может быть нужен и во время урока. А если учитель некомпетентно выражается насчет ученика: оскорбляет его, принижает, выбирает “фаворитов” среди детей, то такие моменты нужно доказывать с помощью камеры телефона. Поэтому я не считаю, что лишать детей смартфонов - правильное решение, - говорит школьник из Астаны Алихан Хамзин. 

С этим мнением еще во время обсуждения закона соглашалась магистр психологии, руководитель фонда Just Support Светлана Богатырева.

Как представитель общественной организации, работающей с буллингом, считаю этот пункт неправомерным. Сейчас дети при помощи мобильных устройств фиксируют факты буллинга со стороны педагогов, и эти видео являются единственными доказательствами. Если не разрешить детям использование мобильных телефонов, они не смогут фиксировать нарушения их безопасности, педагоги будут и дальше продолжать использовать некорректные методы воспитания, – отмечала Богатырёва. 

Валентина Меженская, преподаватель казахского языка в школе Nota School:

Я работаю в школе, где существует правило: ученики оставляют телефоны в специальном боксе и на протяжении уроков не могут их брать. Они могут их использовать только в специальное для этого время. Полностью поддерживаю данную идею. Исходя из того, что ученик на уроках держит телефон рядом, соответственно, никакого фокуса на самом предмете. Если кто-то напишет что-то отправит, тут же появляется в голове вопрос: “А что там?” и мысли уже совершенно в другом месте. Также злоупотребление телефоном во время выполнения домашнего задания - не очень хорошая тенденция. Домашнее задание - это тренировка, которая необходима для того, чтобы закрепился пройденный материал. Когда ребенок просто списывает, то смысла в этом нет. В школе нужно убирать подальше все отвлекающие факторы. Это не должно быть принудительно, а по-собственному желанию ребенка или же чтобы вся школа была на равных условиях и существовали определенные правила, которые четко и ясно дают понять ребенку, в какое время и как он может распоряжаться своим телефоном на занятиях. По поводу возможного нетактичного поведения со стороны учителей - эти действия детям необязательно снимать самим. Во многих школах уже давно есть камеры, которые фиксируют подобные нарушения. Родители всегда должны слушать и слышать своего ребенка и узнавать, как дела в школе, потому что такие нарушения, как правило, систематичны и не случаются единожды. Поэтому говорите со своим ребенком, узнавайте, как обстоят его взаимоотношения не только с преподавателями, но и с одноклассниками.

Стоит добавить, что учителя и педагоги не раз вели себя неподобающе именно во время уроков. В пример можно привести резонансный случай из октября 2023 года - тогда учитель села Жибек Жолы позволяла себе бить школьника головой о доску.


Дети сняли происходящее на камеру смартфона, и женщина получила заслуженное увольнение. Кто знает, не почувствуют ли педагоги "свободу", зная о том, что их действия больше нельзя зафиксировать и доказать?

Как мы видим, родители, педагоги и сами дети немного расходятся в решении довольно чуткого вопроса. Будем надеяться, что новое правило лишь положительно скажется на образовании будущего нашей страны. 

Другие новости