Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации просят вернуть их на Родину
Самая молодая мировая столица государства хочет доказать всем и вся, что она не одна из, а лучше всех. Речь идет об Астане, городе со множеством уникальных зданий, многие из которых будто бы из будущего. Архитектура удивляет и завлекает приезжих, а местные называют ее "понтами". Корреспондент DVhab.ru Александр Неделько прибыл в Казахстан и узнал, что за жизнь в Астане.
Городу всего 20 лет, а о нем уже говорят во многих странах. Его девиз звучит просто: "Астана - воплощение идеи президента и результат труда всего казахского народа". Величие города стараются передать через его архитектуру. Если мечеть, то крупнейшая в Азии, если театр оперы и балета, то третий по величине во всем мире. В целом, каждое здание уникально в своем роде. Нравится ли это казахам? Оказалось, что нет. По их мнению, в городе стало много "понтов", а вот душа уходит.
Но давайте по порядку. DVhab.ru продолжает серию статей о бюджетном путешествии своего корреспондента Александра Неделько и его супруги.
Мы прибыли на автовокзал в столице Казахстана, где неожиданно не оказалось обменников на их валюту. Банкоматов тоже не было. Причина проста: мы попали на старый транспортный узел и ему давно уже сделали качественную замену. Но в автобусах расплачиваться можно только тенге, а посему продолжили поиск. Местные подсказали соседнее здание - железнодорожный вокзал "Астана-1". Но и там всего одна точка, а значит курс могут назвать, выше официального, ведь конкуренции нет. Поменяли 100 рублей и с помощью заранее найденных маршрутов автобусов отправляемся к Экспо.
Там расположен один из крупнейших торговых центров Казахстана, где точно есть банкоматы. Цена поездки на двоих вышла в 72 рубля, а это выше, чем в Хабаровске. Такая стоимость для тех, у кого нет проездных карт, то есть для гостей Астаны. Местные платят в два, а то и четыре раза меньше, в зависимости от тарифа. Кстати, провозить детей бесплатно родители имеют право только, если ребенок не занимает отдельное сиденье. В противном случае придется заплатить 50 процентов стоимости. Правильно это или нет, решать не мне, просто делюсь с вами фактами.
Среди первых впечатлений - это чистота на улицах, много плазменных баннеров, остановки с wi-fi, электронные библиотеки, где книги можно скачать на смартфон с помощью QR-кодов, а также большое количество строек. Здесь возводят жилые дома, отели, офисные здание, пути для аэроэкспресса… Список можно продолжать долго.
Одним из последних масштабных проектов стала площадка под Экспо. Она представляет собой комплекс зданий, которые будто сошли со страниц журнала о будущем. Остановимся на самом популярном объекте - павильон Нұр Элем или же в народе - музей энергии. Он представляет собой восьмиэтажный шар с огромным количеством количеством интерактивных зон. Здесь оживают на стенах рисунки от прикосновений, арфа сама играет различные мотивы в зависимости от силы касания струн рукой, водопады бегут со стен, а планетарий 3D буквально забрасывает человека в космос и рядом проносятся звезды. Тут можно успеть вырастить растение в виртуальной реальности.
Каждый этаж выполнен в уникальном стиле и порой кажется, что оказываешься посреди джунглей, или вдруг гуляешь по орбитальной станции и планете. Гидами выступают роботы, которые осыпят вас комплиментами, споют, станцуют или расскажут анекдот. Но их главная миссия - сообщения об экспонатах. Удивляться придется всему, что увидишь. А в выходные здесь выступают акробаты и аниматоры с демонстрацией химические опыты. И стоимость билета составляет менее трехсот рублей.
И подобных удивительных объектов на левом берегу Астаны огромное количество. Кажется, что архитекторам позволили воплощать в реальность все свои космические и научные фантазии. К примеру, Центр олимпийской подготовки по велосипедному спорту выглядит, как огромный шлем, а библиотека первого президента Казахстана представляет собой око, устремленное в небо. Центральный концертный зал напоминает объект, закутанный в листья, а в них организованы автостоянки. Планировалось, что это будет роза, но подобранная цветовая гамма все испортила. Говоря о городе, сложно не упомянуть обилие огромных торговых центров внутри которых пальмы, водопады, автомобили и свисающие с потолков статуи.
- На фоне прочего выделяется ТРЦ "Хан Шатыр". Объект занесен в книгу рекордов Гиннеса, как самый большой в мире шатер. Под одной крышей в нем десятки магазинов различных международных брендов, а также аквапарк, парк юрского периода с динозаврами, пляж, детские аттракционы и фудкорт, - рассказала Жанара, сотрудница туристского-информационного центра Астаны.
Почувствовав голод, отправляемся в популярную у местных жителей сеть столовых "Тайказан", где подают казахские блюда по бюджетным ценам. Заказываю куырдак за 139 рублей и голода как не бывало. В другой раз уже пробовал бешбармак за 204 рубля. Это блюдо было настолько большим, что осилить его я так и не смог. Что уже говорить про жену, которая заказывала лагман и тоже не одолела его. Чаевые тут составляют десять процентов, их сразу включают в чек.
Для общего понимания сравню цены нескольких продуктов. Килограмм красных яблок обойдется в 72 рубля, шаурма в различных точках от 65 до 74 рублей, лапша быстрого приготовления "Доширак" - 76, если просто в пакете, то 21,5, а средняя пицца выйдет в 235 рублей. А можно пойти дальше и сравнить жилье.
- Город развивается стремительно. Еще лет шесть-семь назад я приехал впервые в Астану. Ездил к знакомым в микрорайон, который был практически в пригороде. Теперь же стройка не только дошла до него, но уже и там начали сносить старые дома и строить высотки по 20-30 этажей. Это у нас любят. Ипотека у нас составляет семь процентов при первоначальном взносе 20 процентов. Трехкомнатную квартиру в центре Астаны площадью в 92 квадрата можно купить за 3,8 миллиона рублей, - поделился Дос, риэлтор.
Мы жили у парня, которого нашли через сайт коучсерфинга. Его дом расположен в центре города. Построили его в начале нулевых. Каменные стены, два балкона с видом на местные достопримечательности. Однако по ощущениям, внутри на материалах хорошо сэкономили. Слышны шаги других жильцов, льющаяся в раковину вода в соседней квартире.
- Не люблю этот город. Тут сплошные "понты" и нет никакой души. Здесь построены какие-то большие объекты, но какое это значение имеет для жителей? Все это делается для приезжих, однако все равно Алматы остается туристической Меккой Казахстана. Еще недавно на месте Экспо были дачные угодья, а на правом берегу города все еще кипит настоящая жизнь. На улицах собираются люд, что-то обсуждают, а может спорят, но они есть. А у нас пустота. У меня как-то гостил итальянец и он ежедневно задавал мне один вопрос - где на улицах люди? Недавно наш президент пообещал увеличение заработной платы жителям с января, цены на продукты сразу начали расти. Раньше в Казахстане маленькие населенные пункты были доступны людям, туда летала авиация, теперь же и этого нет. Но упорно демонстрируем гостям города, свое, якобы величие, при этом отток населения с каждым годом увеличивается, а это ли не показатель, - рассказал Рафхат, каучсерфер из Астаны.
Как бы там ни было, но хочется отметить работу властей. Не в пример хабаровским, они создали условия для велосипедистов. Дорожки для передвижения опоясывают весь центр города, используется специальное покрытие, а не краской на асфальте нарисована полоса и стрелка. А еще громное количество точек, где можно взять велосипед в аренду. Возвращать его на место, откуда транспорт был взят совсем не нужно. Достаточно припарковать его на аналогичную точку. Причем 30 минут разрешено кататься бесплатно, а при смене велосипеда обнуляется и время аренды.
Отдельно остановлюсь и на работе общественного транспорта. В основном, на дорогах встречаются икарусы, на тарифы никто не жалуется и в Астане нет какого-либо сокращения количества автобусов в позднее время. И, как я уже говорил, что при оплате картой на месяц стоимость поездки на наши деньги составляет чуть больше семи рублей.
В настоящее время создана концепция застройки города до 2030 года. Ее стараются соблюдать и не отступать. А это значит, что Астана еще больше преобразится и вновь удивит своих гостей. Сейчас же в городе и вокруг него активно высаживаются деревья, что позволяет снизить силу ветра, который даже в летнее время заставляет по утрам горожанам выходить в ветровках.