С нуля до миллиарда: Ян Кум и WhatsApp


В настоящее время Whatsapp является одним из самых популярных мессенджеров в мире, даже если сейчас появилось много аналогов приложения. А создал его обычный предприниматель из Украины, который имел простую идею, но сумел реализовать ее, благодаря чему и стал миллиардером. ZTB.kz предлагает вам вспомнить история успеха Яна Кума и его приложения Whatsapp.





Ян Борисович Кум - будущий создатель WhatsApp родился в небогатой рабочей семье в г. Фастов неподалеку от Киева. Как вспоминает сам Ян, денег часто не хватало даже на самые необходимые вещи и ему еще в школе приходилось подрабатывать, чтобы хоть как-то помочь родителям.


Нестабильная политическая ситуация времен перестройки, антисемитские настроения и смерть отца, вынудили Яна с матерью в начале 90-х годов эмигрировать Калифорнию. Впрочем, ситуация тут была не намного лучше, денег по-прежнему не хватало, как и раньше приходилось подрабатывать, совмещая работу с учебой в школе.


В США у мальчика появилась возможность получить хорошее образование и изучать литературу по программированию, что он собственно и делал в свободное от учебы и работы время.



В этот же период Ян Кум, биография которого и так не отличается светлыми моментами, получает еще один удар судьбы - у его матери обнаруживают злокачественную опухоль. Последующие годы семья живет на выплачиваемое ей инвалидное пособие, снимая небольшую квартиру на окраине города.


Самообразование и развитие в области программирования позволили Куму в 19 присоединиться к хакерской группировке W00w00. Позже Yahoo! предложили ему применить свои навыки для проверки работы их рекламной платформы, а еще через полгода взяли в штат на постоянную должность в рекламном отделе.


2000 год можно считать переломным в жизни Кума. Сначала от рака умирает его мать, затем он понимает, что больше не хочет работать в Yahoo! и увольняется. Тогдашнее финансовое состояние программиста позволило ему отправиться вместе с Брайаном Эктоном (будущим соучредителем WhatsApp и коллегой по рекламному отделу) в путешествие по Южной Америке. Дальше последовала попытка устроиться в Facebook, которая, несмотря на опыт работы в Yahoo, оказалась провальной.



Мнения о том, что заставило Ян Кума задуматься над идеей WhatsApp, расходятся. Есть три наиболее популярных версии:


По словам Джима Гетца из Sequoia Capital из-за трудного финансового положения молодой Кум стремился поддерживать отношения с родственниками в России и Украине, что впоследствии развилось в идею создания приложения для свободного общения по всему миру. Впрочем, учитывая изначальную концепцию WhatsApp, эта версия вызывает много вопросов.


Некоторые журналисты утверждают, что история чата WhatsApp началась с запрета пользоваться мобильным телефоном в зале, где занимался Ян Кум. Из-за этого во время тренировки он пропускал важных звонков и поэтому задумался над созданием мобильной программы, которая бы автоматически отображала статус абонента и сообщала, почему он не может взять трубку.


Третья версия почти идентична второй, за тем лишь исключением, что звонки Кум пропускал не в спортзале, а во время занятий в университете.



Последующие годы WhatsApp развивался в качестве стартапа с изначальной командой в 10 человек и постепенно смог заработать уважение всемирно известных компаний.


Даже продажу мессенджера Facebook за рекордные 19 млрд. долларов Ян Кум (состояние, которого после сделки возросло до 6,8 млрд.) аргументирует тем, что у корпорации есть необходимый административный ресурс и технические наработки, способные обеспечить WhatsApp дальнейшее развитие и позволить ему не отвлекаться на организационную деятельность.



Миллиардер и разработчик уверен - если делать полезный для людей продукт, то деньги придут сами.


Инфраструктура WhatsApp позволяет 1 программисту обслуживать 14 миллионов пользователей и сохранять количество сотрудников компании в пределах трех сотен. Благодаря этому издержки на содержание штата значительно меньше, чем у того же Facebook или Твиттера.



"Органический рост" - еще один принцип Яна Кум. Ни до, ни после выхода приложения в его раскрутку и продвижение не вложили и доллара. Более того, “табу” на рекламу действует и в самом приложении, что так же нравится пользователям: никаких всплывающих окон, просмотра видео и флеш-баннеров.


История успеха Ян Кума показывает, что любой предприниматель, который готов работать над собой и своей идеей, может стать миллиардером.

Другие новости