Они иллюстрировали работу волонтеров Biz Birgemiz Qazaqstan
В Казахстане с приходом весны стартовал сезон самокатов. Первыми за руль сели жители Алматы, которые после зимы начали расчехлять свои двухколесные транспортные средства. Некоторые кикшеринговые компании уже выкатили самокаты на улицы южной столицы. Корреспондент ZTB News решил выяснить, какие нововведения ждут любителей самокатов в 2024 году и что нужно знать при движении по дорогам общего пользования.
Не роскошь, а средство передвижения
На сегодняшний день двухколёсный электротранспорт стал неотъемлемой частью жизни для жителей крупных городов. Вместо того, чтобы стоять в многочасовых пробках, люди предпочитают «с ветерком» доехать на самокате. И это удивительно: самокат неприхотлив в обслуживании, экономичен, да и цены на новые самокаты «не кусаются». Сейчас на рынке можно найти как бюджетный вариант с хорошими характеристиками, который сможет вас уверенно довести к нужному месту в городе, так и спортивные варианты, на которых можно ездить по бездорожью и развивать высокую скорость.
Кроме того, стоимость арендных электросамокатов зачастую сопоставима с ценами на такси эконом-класса, а появление велодорожек делает их уже не роскошью, а рациональным средством передвижения.
В Алматы и Астане самокаты уже на протяжении нескольких лет стали частью городской среды. Несмотря на свою популярность новый вид транспорта разделил общество на тех, кто активно пользуется самокатами и в восторге от этого, и тех, кто его критикует. Так как появление микротранспорта породило хаос на дорогах и тротуарах, и создало опасные ситуации для обычных пешеходов.
- Я не против, чтобы люди могли передвигаться по городу на самокатах или мопедах, однако зачастую они не замечают нас - обычных пешеходов. Они проносятся рядом с нами на огромной скорости, при этом не понимают, что я могу попросту испугаться и попасть под колёса. К тому же, на тротуарах ходят дети, которые могут получить серьезные травмы от неопытных водителей, так как сесть за руль самоката может практически любой желающий, - поделилась своим мнением жительница Алматы Регина Загитова.
Безопасность превыше всего
Чтобы минимизировать риски ДТП и повысить безопасность на дорогах в прошлом году были приняты жёсткие меры по урегулированию движения самокатов. Водители должны помнить, что скорость электросамокатов на проезжей части не должна превышать 25 км в час. А по тротуару или пешеходной дорожке разрешается движение со скоростью не более 6 км в час.
При этом допускается движение электросамоката по крайней правой полосе проезжей части, включая автобусную полосу в один ряд. Но в этом случае водителю должно исполниться 18 лет, он должен быть в шлеме и светоотражающей одежде, а также иметь права любой категории.
- Тут всё зависит от людей, если водители будут уважать других пешеходов и соблюдать правила, то это отличная альтернатива велосипедам, мопедам или автомобилям. Очень удобно в таком крупном городе как Алматы с большим плотным трафиком и горной местностью передвигаться быстро и не завесить от дорожной ситуации, - рассказал житель южной столицы Олжас Семегулов.
Также стоит отметить, что раньше многие жители городов часто жаловались на то, что кикшеринговые самокаты хаотично разбросаны по всему городу. Арендаторы не утруждали себя поставить электротранспорт в специальное место и просто-напросто бросали его там, где им удобно.
С новыми правилами всё стало иначе. Теперь оставлять арендные самокаты необходимо на определенных местах, которые отмечены на тротуарах и в приложениях кикшеринговых компаний.
Незнание не освобождает от ответственности
Всем, кто захочет встать за руль электросамоката, стоит знать основные правила. Во-первых, любителям самокатов нельзя ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить пассажиров и груз. Во-вторых, им запрещено двигаться по проезжей части дороги, а также по тротуару при наличии рядом велосипедной дорожки или велосипедной полосы. В-третьих, нарушением будет считаться если водитель проехал по пешеходному переходу и пересек перекресток по пешеходному переходу, находясь на транспортном средстве.
Кроме этого наказать штрафом могут из буксировки малых электрических транспортных средств, малыми электрическими транспортными средствами. Стоит отметить, что передвигаться на самокате по велодорожкам и тротуару можно по-прежнему без шлема.
Что по штрафам?
За перевозку пассажиров и грузов предусмотрен штраф в размере 5 МРП или 18460 тенге (в 2024 году МПР равен 3692 тенге – ред.). Нарушение иных требований, предъявляемых к участникам дорожного движения грозит предупреждением или штрафом в 3 МРП. (11 076 тенге - ред.).
Теперь в правилах четко разделили термины «электрический самокат» и «малое электрическое транспортное средство». Также в кикшеринговых компаниях напоминают: передвигаясь по городу на арендных самокатах, вся ответственность за соблюдение ПДД лежит именно на водителе электросамоката.
В прошлом году сотрудники полиции отметили, что будут держать «руку на пульсе» и при необходимости продолжат урегулировать нормы для новых видов транспорта.
Сейчас сезон только начался и пока неизвестно насколько резко увеличится число любителей прокатиться «налегке». Однако ежегодная статистика показывает, что интерес к новому виду городского транспорта заметно растёт и люди всё больше предпочитают самокаты нежели «классические» способы передвижения.