Они иллюстрировали работу волонтеров Biz Birgemiz Qazaqstan
Только по состоянию на 9 апреля в Сенат поступило более 5 тысяч официальных обращений от граждан, общественных и правозащитных организаций в поддержку принятия закона об обеспечении прав женщин и безопасности детей. На фоне резонансного «дела Бишимбаева», пользователи Казнета прозвали его «Законом Салтанат». Как заявила в своём Facebook депутат Сената Парламента РК Жанна Асанова за 2023 год, из-за семейно-бытового насилия погибло 69 женщин и 7 детей. Кроме того, в Сенат поступило более 99 тыс обращений по фактам семейно-бытового насилия, совершено 2452 преступления против детей. «Было и несколько резонансных случаев, которые никого не оставили равнодушными. Мы, депутаты Сената направляли запрос в Правительство, и ответ пришёл тогда достаточно быстро. В целом, за этот период было очень много обсуждений на различных площадках, я тесно была на связи как с общественниками, так же с уполномоченными по правам детей и госорганами. Над законпроектом работала большая группа состоящая из экспертов, депутатов мажилиса, нацкомиссии по правам женщин, уполномоченных по правам детей, госорганов, адвокатов и др.», – пишет депутат Асанова. https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=pfbid02eNikxsVertTPmp6BgeJP81vYYH5zY6K5fCmuyNhkE8bw8MUQGF2BSJZ9fCuqUTHml&id=100005797237281 Правозащитница Дина Тансари рассказала корреспонденту ZTB News , главным плюсом «Закона Салтанат» является криминализация бытового насилия. Согласно нему, домашним тиранам теперь будет грозить наказание до пятидесяти суток ареста, если насилие совершено впервые и это будет уголовный проступок. В дальнейшем, если проступок будет совершаться неоднократно, абьюзера будет ждать наказание до двух лет лишения, либо ограничения свободы. Кроме того, закон дополняют инициативой о том, чтобы абьюзер проходил психологическую коррекцию. По словам Дины Тансари, их жертвам обязательно нужно подавать заявление, чтобы побои и наислие было зафиксировано уполномоченными ведомствами. Сейчас против насилия и дискриминации выступают тысячи казахстанцев. Все они активно пытаются поддержать права женщин и привлечь внимание общественности к проблеме абьюза в Казахстане. В Интернете даже массово распространяется хэштег #ЗаСалтанат. Причём, ситуацию стараются осветить не только казахстанцы, но и пользователи из других стран. Только в TikTok по хештэгу #ЗаСалтанат опубликовано почти 28 тысяч видеороликов, а в Instagram почти 6,5 тысяч постов. Публикации, посвящённые резонансному делу набирают миллионы просмотров и лайков по всему миру. «Это действительно колоссальная поддержка. Нам через суд над Бишимбаевм показали насколько страшная вещь домашний абьюз, насколько семейное насилие превратилось в обыденность, в норму, что у нас оно не осуждается и мы не умеем осуждать абьюзеров у нас. Всё-таки вырабатывается какая-то защитная реакция у многих людей, которые считают членов своей семьи правыми за то, что они «воспитывают» жену. Абьюз как таковой вуалируют словом «воспитание». Хотя на самом деле то, что мы видели в суде – это очень распространенная форма абьюза», – рассказывает Дина Тансари. По словам общественницы, именно через этот судебный процесс казахстанцы увидели, что женщина в таких отношениях абсолютно беспомощна, а также то, насколько сильно меняется сознание жертвы и насколько сильно зависима она становится от своего абьюзера. «Для казахстанцев это – как открытая книга, мы всё своими глазами увидели и поняли, что женщину в таких отношениях оставлять нельзя, что слушать её в таких отношениях нельзя. Потому что сама она уже не способна принимать адекватные решения. Когда нам наши сестры или наши родные говорят не вмешиваться, что «он хороший, я его люблю, не трогайте его», но при этом ходит в синяках – это очень опасная ситуация», – говорит эксперт. При этом, возникает ризонный вопрос: что, если тему абьюза подняли лишь на фоне резонанса вокруг дела Бишимбаева? Может это просто мода, которая забудется, когда процесс закончится? Дина Тансари так не считает. По её словам, процесс стал, «как крышка чайника, настолько это закипело в обществе». «То, что дело привлекло такой резонанс сформирует в обществе понимание ситуации. Очень много разъяснений идёт со стороны специалистов, очень много рекомендаций пишется, появились различные омбудсмены, общественные советы, подразделение по защите женщин от насилия. Общество какими-то шагами всё равно шло к тому, чтобы принять эту ситуацию. Кармически наша страна именно на таком деле подошла к этому закону. Почему «закон Салтанат»? Потому что до этого ничего на наших чиновников не действовало, даже люди которые работают в рабочих группах говорят, что только из-за этого процесса стали быстрее подписывать этот закон», – говорит правозащитница. По ее мнению, эта ситуация для всего Казахстана стало поворотным событием. Она называет «Закон Салтанат» огромным спасением, если его примут, ведь казахстанское общество уже созрело, осознало, переосмыслило и хочет изменить ситуацию. У меня есть уверенность, что закон подпишут.