Введут ли запрет на ввоз «праворулек»?


Казахстан планирует ввести запрет на ввоз праворульных авто. Отметим, что запрет на первичную регистрацию таких машин действует уже лет 17. И вроде как такие меры должны были сократить количество «праворулек» на улицах городов и сел Казахстана. Но их не становится меньше. Почему? -  разбиралось информационное агентство ZTB.kz.

 

Итак, Министерство индустрии и инфраструктурного развития решило объявить запрет на ввоз в страну праворульных авто. Сейчас это решение ведомство обсуждает с общественностью на портале «Открытые НПА», и уже на следующей неделе (а именно после 13 сентября 2023 года) будет понятно, примут ли такие меры.

«Ввести запрет на ввоз на территорию Республики Казахстан сроком на шесть месяцев легковых автомобилей с правосторонним расположением рулевого управления», - говорится в одном из пунктов документа.

А тем временем, сторонники Проекта уже поясняют, что такой закон в Казахстане не просто нужен, он необходим, и, прежде всего, с точки зрения технических норм и норм безопасности на дороге.

«Световые фары светят именно в специальном направлении для того, чтобы не слепить встречное движение. У праворульных машин, скажем так, расположение оптики линзы находится так, чтобы освещать более левую сторону дороги, получается, встречную полосу. Поэтому как  в техническом, так и в плане эксплуатационных моментов, у нас не то, чтобы удобнее, у нас необходимо управлять машинами с левым рулем», - говорит руководитель Фонда Безопасности Движения Арсен Шакуов.

В стране на сегодня более 20 тысяч автомобилей с правым рулевым управлением. В основном, эти машины завезли в Казахстан наши же граждане, которые сегодня не могут себе позволить более дорогие авто, поскольку праворульный транспорт стоит дешевле, чем леворульный. Как поясняет автомобильный эксперт Алексей Алексев, в Казахстан они «поступают» двумя путями.

«Проект 2023 года принят потому, что в страну по-прежнему завозят праворульные автомобили из Армении, Кыргызстана, Грузии путем легализации. Из Японии завозят по частям, в виде запчастей - кузов отдельно, мотор отдельно, покупают техпаспорт, и такой конструктор становится подозрительно свежим автомобилем», - поясняет эксперт.  

Отметим, что в ходе легализации иностранных авто, которая проходила в Казахстане в этом году, было принято постановление, в соответствии с которым в РК было официально разрешено легализовать так называемые автомобили-конструкторы. Была разработана специальная процедура легализации таких авто.

Как пояснили в МВД, навстречу казахстанцам, которые нуждаются в таких автомобилях, пошел глава государства. По данным Касым-Жомарта Токаева, многие из них с помощью «праворулек» кормят свои семьи, занимаясь извозом и зарабатывая тем самым на жизнь.

«Было принято такое решение, чтобы создать водителям праворульных машин хоть какие-то условия», – говорил на тот момент и.о. председателя Комитета административной полиции МВД РК Кайсар Султанбаев.

Между тем, сторонники запрета на ввоз праворульных авто поясняют: таких поблажек можно было не делать – в 2006 году был объявлен запрет на первичную регистрацию «праворулек» в Казахстане, но люди все равно их ввозили и, по сути, нарушали закон. На что они надеялись? Они просят обратить внимание на мировой опыт.

«Давайте приведем такой пример: возьмем страны с правосторонним движением, такие, как Великобритания и Япония. Там нет машин с левым рулем. Возьмем страны Европы – Германия, Франция - с правосторонним движением, там нет машин с правым рулем, то есть вообще. Во всех цивилизованных странах нет машин, не подходящих для своего движения», - говорит руководитель Фонда Безопасности Движения Арсен Шакуов и поясняет: чтобы создать в Казахстане подобные условия, потребуется лет так еще 20-30. 

Правда, тогда нужно вводить постоянный запрет на ввоз «праворулек», поскольку во время амнистии в страну было ввезено большое количество праворульных автомашин, которые поставили на учет. А они проездят еще, как минимум, лет, 10-15, пока не изживут себя и просто не исчезнут с дорог.  

Другие новости