Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации просят вернуть их на Родину
Автозавод «Азия Авто» выставили на торги. Стартовая цена лота 5,3 млрд тенге. Как сообщают источники, предприятием уже заинтересовались китайские производители. Зачем китайцам нужен казахстанский завод, и стоит ли в стране развивать машиностроение расскажет информационное агентство ZTB.kz.
Отметим, что комплекс зданий и сооружений автосборочного завода АО «Азия Авто» был выставлен на торги в очередной раз. Впервые — это было в апреле 2022 года.
На этот раз, лотом заинтересовались бизнесмены из Поднебесной. В августе состоялись переговоры между представителями китайской компании GEELY и представителями акимата ВКО. Китайская сторона поведала о планах локализации производства электромобилей в Казахстане. Правда, бизнесмены из КНР заявили, что для размещения завода им необходима поддержка со стороны государства.
Как поясняет автоэксперт Алексей Алексеев, на первый взгляд, сделка выглядит странной. У китайцев своих заводов достаточно, поэтому есть предположение, что производить китайцы в Казахстане планируют точно не легковые авто.
«Пока это всего лишь планы. Китайцы, возможно, хотят приобрести этот завод для производства коммерческой техники на электротяге. Не легковые автомобили. Скорее всего методом крупноузловой сборки. Зачем им этот завод, сказать трудно», - пояснил эксперт.
Отметим, что у самого завода весьма неординарная история. Предприятие отстроил опальный олигарх Анатолий Балушкин в начале нулевых. Именно здесь в 2003 году сошёл с конвейера первый автомобиль марки «Нива».
В 2011 году стало известно о запуске завода полного цикла, то есть предприятия, где выполняются все этапы производственного процесса, начиная от поставки сырья до выпуска готовой продукции. Тогда компании «Азия Авто», «АвтоВАЗ» и государственная социально-предпринимательская корпорация «Ертiс» подписали меморандум.
«БИПЭК» (компания А. Балушкина) (50% контроля через «Азия Авто») входил в проект деньгами, «АвтоВАЗ» (25%) – технологиями, СПК (25%) – по-видимому, землей под стройку в промышленной зоне на северо-востоке Усть-Каменогорска.
Концепция совместного проекта была следующей: казахстанский инвестор строит автозавод полного цикла, а дилер – «БИПЭК» – получает право на реализацию этих автомобилей во всей Центральной Азии, Закавказье, а также Сибирском и Дальневосточном федеральных округах России.
К 2019 году оказалось, расширяя дилерскую сеть, холдинг продолжал строить новый завод, но без ускорения: компания «БИПЭК» сообщала об общем объеме инвестиций в проект на уровне $80 млн (в 2013-м его общая стоимость оценивалась в $380 млн). Предприятие должно было начать выпуск автомобилей в 2021 году.
Но весной 2020-го у компании начались проблемы. Мининдустрии инициировало разрыв соглашения о промсборке со строящимся заводом и действующим предприятием «Азия Авто». В августе преференции были отозваны, обе компании обязали вернуть в бюджет недополученные 174 млрд тенге.
В марте 2021 года в компаниях прошли массовые сокращения, производство было окончательно остановлено, но акционеры не торопились возмещать потери бюджета. В конце июля 2021 года контролирующий акционер компаний Анатолий Балушкин был объявлен в розыск.
И вот, в апреле 2022 года завод выставили на торги. Но тогда, видимо, предприятие не заинтересовало инвесторов. В этот раз комплекс зданий предприятия продают уже частные судебные исполнители Восточно-Казахстанской области. Как сообщает издание Ratel.kz, общая сумма, указанная в документах – 36 миллиардов 833 миллиона 156 тысяч 922 тенге.
В целом казахстанское экспертное сообщество с трудом верит, что и на этот раз завод найдет своего инвестора. Китайцы обозначили свои условия – помощь от государства, а у государства сейчас лишних денег нет.
Сам Казахстан не имеет крупных соседей, то есть рынков сбыта, а собственное население — небольшое. Так что вкладывать большие деньги в развитие глубокой локализации — на первый взгляд малоэффективно. То есть, завод полного цикла стране не нужен.
«Казахстан намерен в любом случае по этому пути идти. Процент проникновения автомобиля в Казахстане еще очень низкий, перспектива есть. Ведь создавая локализацию, мы создаем, собственно, промышленность и рабочие места», - говорит Алексей Алексеев.
Кроме того, в настоящее время в стране строится 4 автозавода. Они вступят в силу в 2025-26 годах. С их запуском будет запущено и производство компонентов для автомобилей, это большая отрасль. Если все эти планы состоятся, это будет большой шаг в развитии промышленности, но, к сожалению, есть вероятность, что комплекс зданий и сооружений автосборочного завода АО «Азия Авто» опять останутся не у дел.