Они иллюстрировали работу волонтеров Biz Birgemiz Qazaqstan
В стране работает антифрод-центр, который блокирует подозрительные операции, обнаруженные банком или самим клиентом, передает ZTB News.
В дальнейшем система добавляет их в свою базу данных. Член Комитета по экономической реформе и региональному развитию мажилиса Парламента Республики Казахстан VIII созыва Никита Шаталов, отметил, что казахстанцы получают звонки от телефонных мошенников, представляющихся сотрудниками банка. Отмечается, что ежедневно поступает множество жалоб от граждан, ставших жертвами таких преступлений.
- Считается, что популярность подобных мошеннических схем обусловлена доступностью и простотой онлайн-кредитования. В связи с этим группой общественников была запущена петиция, направленная на запрет выдачи онлайн-кредитов в Казахстане. Обсуждается предложение депутатов о введении такого запрета, и ожидается заключение правительства по соответствующей поправке. Вопрос заключается в том, какова позиция агентства по этому вопросу?, - спросил депутат.
На вопрос ответили председатель агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Мадина Абылкасымова и представители национального банка.
По словам Абылкасымовой, действительно поступила поправка, касающаяся запрета на выдачу кредитов в электронном виде. Отмечается, что в настоящее время почти все финансовые и банковские услуги предоставляются онлайн через мобильные приложения банков, что способствует цифровизации этих услуг.
-Это затрагивает интересы многих казахстанцев, которые ежедневно пользуются такими услугами. Чтобы не ограничивать доступ граждан к онлайн-кредитованию, считается, что введение прямого запрета на онлайн-займы является преждевременным. Предлагается рассмотреть другие механизмы, которые помогут более эффективно бороться с онлайн-мошенничеством, в частности, речь идет о мерах по сокращению периода между подачей заявки на кредит и его одобрением. Также предполагается рассмотреть высокорисковые операции, которые чаще всего используются мошенниками, с особым вниманием к наиболее уязвимым слоям населения. - Эти предложения находятся в стадии обсуждения, и меры будут выработаны на основе этих дискуссий, - считает она.
Национальный банк также считает, что полный запрет на предоставление эффективных банковских услуг является шагом назад, особенно в условиях цифровизации не только банковских, но и других, включая государственные, услуг.
-Банк согласен с необходимостью усиленного контроля за финансовыми услугами. В конце июля прошлого года был запущен антифрод-центр, который с момента своего запуска обработал более 5500 инцидентов на сумму 600 млн тенге, - комментирует заместитель председателя национального банка Республики Казахстан Виталий Тутушкин По его словам, примерно 17 млн тенге были возвращены добровольно.
- Мы в Национальном банке уверены, что дальнейшее развитие антифрод-центра существенно сократит количество мошеннических схем. Это важный шаг в обеспечении безопасности наших граждан и финансовой системы в целом. Однако мы также видим необходимость привлечения к работе антифрод-центра более широкого круга участников -представителей общественности, национальных органов безопасности и сотовых операторов, которые пока не вовлечены в этот процесс. Совместные усилия помогут эффективнее противостоять финансовым преступлениям, - считает Тутушкин. Антифрод-центр приостанавливает подозрительные транзакции, выявленные банком или клиентом, и вносит их в базу данных. Затем информация передаётся в правоохранительные органы, которые в течение трёх дней решают, является ли операция мошеннической. Если факт мошенничества подтверждается, начинаются процессуальные действия, а клиент попадает в базу данных. Если мошенничество не подтверждается, операция возобновляется.