Что не так с аттестацией учителей в Казахстане


5,069 просмотров
0 0 Поделиться

С этого года День учителя в Казахстане отмечается 5 октября. Согласно данным Министерства просвещения РК, на сегодняшний день в школах республики трудятся почти 350 тысяч учителей. Однако им приходится как минимум раз в пять лет проходить унизительную и непродуманную аттестацию, которая в одно мгновение может разрушить карьеру, сообщила нам депутат Мажилиса Ирина Смирнова. Об угнетении преподавателей в стране – в материале ZTB.kz.

 

1 УЧИТЕЛЯ 1-1

Унизительная аттестация

Депутат Мажилиса Ирина Смирнова – педагог с многолетним стажем. Прежде чем стать политическим деятелем, она преподавала биологию, была директором учебных учреждений.

«Роль учителя очень высока. Но статус у преподавателя появится только тогда, когда ему будет доверять хотя бы Министерство просвещения. Когда ведомство начнет уважать его. Пока мы видим, что ведомство рассматривает учителя как обычного работника, который оказывает услугу», - сказала Смирнова ZTB.kz.

Депутат уверена, что «преподавание – это не услуга, а творчество, искусство». А учительство дает результат, когда преподаватель «свободно работает», когда его не «загоняют в жесткие рамки и говорят, что надо только так, а не иначе».

«Сейчас самое сложное у учителей – это аттестация. Ее нужно обязательно проходить раз в пять лет, а если хочешь показать, что у тебя квалификация выше, чем была, то можешь сдать раньше и стать, например, педагогом-мастером, исследователем, модератором», - рассказала парламентарий.

Она объяснила, что многие педагоги хотят пройти аттестацию, так как от нее зависит их заработная плата. Например, если получить статус учителя-мастера, то оклад повышается на 100% относительно ставки обычного учителя.

«Но сам процесс аттестации настолько унизительный», - подчеркнула депутат.

Она отметила, что центр тестирования не выкладывает в открытый доступ вопросы, которые будут задавать на аттестации.

«Вопросов тысячи и тысячи. Их нужно выложить в свободный доступ, чтобы учитель мог с ними ознакомиться. Это не значит, что он напишет шпаргалку. Он хотя бы будет знать, что у него хотят спросить, сможет подготовиться», - пояснила Смирнова.

Согласно ее данным, в вопросах, которые задают учителям на тестировании, часто есть ошибки.

«Когда педагоги изучат базу вопросов, они найдут в них ошибки. Люди сейчас вообще не имеют представления, что из себя представляет база вопросов. А ведь она еще и обновляется постоянно», - отметила парламентарий.

По ее словам, вопросы для тестирования педагогов также составляют учителя, но в них могут быть ошибки.

«Унижают и обнуляют»

Смирнова рассказала, что аттестация проводится не только по профильному предмету, есть также тестирование по педагогике и психологии.

«Мне пишут учителя, которые сдали свои предметы на высший балл. А по педагогике или психологии не добрали одного балла. Если они были учителями-мастерами, а балл не добрали, то их возвращают на статус простого учителя», - возмутилась депутат.

Она привела в пример педагога, у которого 30 лет стажа, он «прекрасно преподает, дает замечательные результаты». А его «берут – и возвращают в статус обычного учителя, и он снова должен идти по этим ступеням».

«Да где это видано! Это настолько разбивает. Знала 70-летнего преподавателя музыкальной школы-интерната Алматы. Она подготовила массу конкурсантов, необыкновенных специалистов. Но она не прошла эту аттестацию. Не добрала один или два балла. И эта учительница просто умерла. А ее нужно было ценить, беречь, чтобы она передавала свой опыт. Ее нужно было освободить от этой аттестации, чтобы они могли спокойно работать. За нее просили люди со всего мира, но никто на это не посмотрел, ее оставили просто педагогом. Это ее настолько разбило, унизило, обнулило», - рассказала Смирнова.

По ее словам, педагог, не согласный с результатами аттестации, «даже апеллировать не может, когда уверен в своей правоте». Дело в том, что вопросы, которые ему задавались во время проверки, ему никто не даст.

«О каком статусе учителя можно говорить, если Министерство просвещения не уважает педагогов, не бережет. Сейчас ведомство стало говорить о намерении оставить только тестирование по предмету, убрать педагогику и психологию. Но это не решает проблему. Те люди, которые уже не сдали, которые опустились на две ступени ниже, им это не поможет», - уверена парламентарий.

«Угнетение учителей»

Она заметила, что в Кыргызстане, увидев проблемы в аттестации учителей, «наложили на нее мораторий».

Смирнова считает, что из-за массовых жалоб преподавателей становится понятно, что проблема не в учителях, а в аттестации.

«Невозможность пройти эту аттестацию, испуг и страх привели к тому, что педагоги стали покупать эти сертификаты. Только в Актобе выявили 885 учителей, которые купили себе аттестацию. Конечно, это неправильно, не нужно покупать. Необходимо выступать против аттестации, не мириться с ней», - полагает депутат.

При этом она отметила, что купивших аттестаты учителей можно понять. Когда у них маленькие зарплаты, когда речь идет о том, будут это 200 тыс тенге в месяц, или 400 тыс – становится очевидным, почему они решились на этот шаг.

«Я за то, чтобы усилить ответственность за нарушения и пересмотреть саму систему аттестации. Уже 10 лет этой аттестации, ее постоянно реформируют. Люди не понимают, что будет. Мы неоднократно обращались с запросами в Министерство просвещения. Они все обещают пересмотреть аттестацию. Но на самом деле у них головы работают только на то, чтобы дальше угнетать учителей», - заключила Смирнова.

340 958 тысяч

С этого года День учителя отмечается в Казахстане 5 октября – праздник синхронизировали со Всемирным днем учителей. Раньше педагогов в РК чествовали в первое воскресенье октября.

«Сегодня в школах Казахстана трудятся 340 958 учителей, 36 315 учителей технического и профессионального образования. Количество педагогов в дошкольных организациях составляет 97 188», - сообщается на сайте Министерства просвещения Казахстана.

Согласно данным ведомства, 274 310 педагогов – женщины. Соответственно, на этом поприще трудятся лишь 66 648 тысяч мужчин. Таким образом, учительниц вчетверо больше, чем преподавателей мужского пола.

Кроме того, стаж работы до 10 лет имеет 139 001 учитель, от 10 до 20 – 98 690, от 20 до 30 – 64 013, а 30 и более лет трудятся 39 254 педагога.

Редакция ZTB.kzпоздравляет педагогов с профессиональным праздником.

Другие новости