Есть ли шансы стать молодым министром в Новом Казахстане


Президент Касым-Жомарт Токаев 1 сентября выступил с ежегодным посланием народу Казахстана. В тот же день он подписал указ о создании пяти новых министерств путем реорганизации уже существующих ведомств. Четырех министров отправили в отставку,  еще шестерых — назначили. Теперь самый молодой управленец — 36-летний министр транспорта Марат Карабаев. При этом средний возраст членов обновленного Правительства — 50,6 лет. Возможно ли сейчас занять пост министра до 35 лет, разбиралось информационное агентство ZTB.kz.

 

Возраст — не главное

Согласно статье 22 Конституции РК  министерства образуются, реорганизуются и упраздняются президентом по предложению премьер-министра. Министров (за исключением министров иностранных дел, обороны, внутренних дел) назначает президент. Кандидат на должность согласуется с председателем Совета безопасности и Мажилисом Парламента.

Политолог Данияр Ашимбаев считает, что кадровая политика - это всегда эксперимент. При назначении первых руководителей обращают внимание не на возраст, а на опыт работы, образование и стаж в государственной отрасли.

«100 лет назад первыми руководителями становились в 20 с чем-то. Потом планка менялась. Сейчас молодежи боятся доверять высокие посты в силу определенной инфантильности новых поколений. Возможность попасть в политику со школьной скамьи очень спорна. Это пирамида с широким основанием и маленькой вершиной. В молодежной политике полно активистов, но для руководства нужен еще отраслевой, управленческий опыт, знание экономики, а их молодежь сама не очень рвется получать», — рассказывает эксперт.

По его словам, заранее невозможно предсказать, как себя поведут новые назначенцы даже при одинаковых исходных данных. Важен еще и фактор удачи: кому-то «повезет» столкнуться с проблемами сразу, а кто-то попадет в очень комфортную среду без необходимости быстро искать решения, поэтому некомпетентность заметят только спустя несколько лет. 

«В принципе, процесс омоложения идет регулярно, о чем говорит примерно одинаковый средний возраст в течение десятилетий. Тут разные подходы практикуют. Заранее создаются резервы, потенциальных кандидатов выдвигают, проверяют. За годы независимости это уже по сути 4 или 5 волна рекрутинга. Однако все в итоге зависит от индивидуальных качеств. Иногда замечательный заместитель «ломается» при повышении», — добавляет политолог.

Потенциальным кандидатам не стоит забывать о балансе. Идеальный руководитель, по мнению Данияра Ашимбаева, учитывает и активность, и образование, и стаж.

«У нас много работников с дюжиной дипломов и полным отсутствием знания реальной жизни. В свое время на госслужбу брали специалистов, обучавшихся по стипендии «Болашак». Предполагалось, что новые кадры изменят мышление аппарата. По факту оказалось, что они ничего не понимают в работе, и их стали выдвигать на этажи ниже, чтобы наработать опыт. Кто-то вырос, кто-то сбежал. Сейчас многие назначенцы из молодых увольняются из-за страха ответственности», — объясняет эксперт.

Как отмечает политолог, средний стаж для назначения на должность министра сейчас размыт — необходимо работать в структурах от 5 до 15 лет. Хотя тут тоже существуют условности, уточняет Данияр Ашимбаев: 3 года работы финансовым директором в нефтяной компании можно рассматривать и как опыт работы в топливно-энергетическом комплексе Казахстана.

Схожее мнение о важности жизненного опыта и у одного из бывших госслужащих. Экс-председатель Комитета государственной инспекции в АПК Министерства сельского хозяйства РК Алмабек Марс рассказал в беседе с редакцией, что руководители не обращают внимание на возраст. Им важен результат твоей работы.

«Каждый руководитель на государственной службе автоматически старается убрать сильных. Если человек слабый, как пластилин, то оставит его. Сильный ведь начнет угрожать ему в случае, если решит занять место. Любой солдат мечтает стать генералом. Это же здоровые амбиции. А у нас тренд сейчас, к сожалению, убирать таких из команды. Министры их держать не будут рядом», — объясняет собеседник.

В пример он привел Китай, в котором раньше стать министром до 50 лет было невозможно. Кандидат обладал не только знаниями иностранных языков, но и психологической устойчивостью, наработал стаж в экстремальных условиях, а не сидя в кресле.

«Такое к 30 годам тяжело получить. Я сам пришел на госслужбу в 2000 году. Закончил местный сельхозинститут. 23 года проработал в системе. Был ведущим специалистом, начальником отдела, управления, дорос до председателя Комитета государственной инспекции Министерства сельского хозяйства. За это время сменились 7 или 8 управленцев в ведомстве. Там ведь выстроенная система, достаточно тяжело с вызовом кричать «А почему не меня выбрали?» Найдут миллион причин, почему. Да и не важно, умеешь ты работать или нет, важно, чтобы ты красиво говорил. Замечали, что если выступает аким, например, то он точно в красках расскажет, как все красиво? Модель такая: человек хорошо работает — его заметят. А это страшно. Поэтому и остаются только те, кто хорошо рассказывает», — отмечает бывший руководитель.

Основной причиной выбора молодых специалистов он считает их «гибкость» — 30-летнему сотруднику гораздо проще навязать взгляды. В 47 лет это уже сложнее.

«Если я не вижу смысла в предлагаемой идее, то вряд ли буду покорно слушать. В итоге меня, конечно, не совсем попросили уйти, правда здесь посередине. Как говорят, «не подошел ко двору», разошлись во взглядах. Дело в том, что госслужба сама по себе такая — забирает всего человека. С 8 утра и до позднего вечера работаешь, постоянно в напряжении. Не дай бог, ты окажешься в социальных сетях с чем-то компрометирующим. Пока я сам выходил из этого состояния, прошло месяца два», — признается он.

Сейчас собеседник ZTB.kz решил посвятить время науке: защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Фокус в жизни с желания получить повышение по службе сместился на развитие собственных навыков и знаний.

 

А что говорит закон?

В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона «О государственной службе Республики Казахстан», государственные служащие в Казахстане разделены на три корпуса: политические госслужащие, административные госслужащие корпуса «А» и административные госслужащие корпуса «Б».

К политическому корпусу относятся госслужащие, определяющие стратегические направления развития отрасли, сферы, области. В корпусе «А» числятся ответственные секретари и руководители аппаратов, председатели комитетов, руководители аппаратов акимов областей, столицы и города республиканского значения. К корпусу «Б» относятся госслужащие-исполнители.

Из обязательных требований для кандидата в министры: высшее образование, глобальное видение, эффективные коммуникационные навыки, стратегическое мышление и лидерские качества, а также не менее пяти лет стажа работы, из которых три года - в соответствующей отрасли. При этом требуется докторантура в ведущих зарубежных высших учебных заведениях либо наличие наивысшего достижения в предполагаемой курируемой сфере.

Если исходить из других подпунктов, то условием может быть шесть лет работы, из которых уже четыре проходили в нужной сфере. Вдобавок к этому потребуются либо:

один год на руководящей должности в международных организациях;

два года на руководящей должности при наличии ученой степени;

два года в должности руководителя при условии завершения обучения по государственным программам подготовки госслужащих;

два года работы на должностях не ниже директоров департаментов исполнительных органов национальных управляющих холдингов, холдингов, компаний и институтов развития.

Если стаж работы не менее семи лет, то четыре года из общей суммы стажа тоже должны проходить в курируемой отрасли. Один год из них - на должностях корпуса «А» или корпуса  «Б» не ниже категорий А-1, В-2, С-2, D-2, С-О-2, D-О-2. Либо пять лет работы в отрасли, три года из которых - на должностях не ниже заместителей руководителей субъектов среднего предпринимательства, квазигосударственного сектора или некоммерческих организаций численностью не менее 100 человек.

Важно, что на должность не допустят госслужащего, который в течение года перед назначением (избранием) ушел в отставку за совершение подчиненным коррупционного преступления.

При условии, что выпускниками университета становятся в 20-21 год, претендовать на должность с требуемым стажем работы можно примерно к 30 годам. Напомним, бывший министр экологии и природных ресурсов Зульфия Сулейменова и экс-министр культуры и спорта Асхат Оралов заняли должности 4 января этого года в возрасте 32 лет.

Наиболее простым способом получить заветную должность до 35 лет является зачисление в Президентский молодежный кадровый резерв либо согласие Президента на назначение кандидата. 

 

Условия отбора для резерва

Поступление на государственную службу начинается с низовых должностей. Служащие продвигаются выше на основе компетенции и профессиональной подготовки. Как раз для более эффективного социального лифта для молодежи в 2019 году был создан Президентский кадровый молодежный резерв.

«Нам нужна команда управленцев новой формации в разных сферах, которая не боится брать ответственность и принимать нестандартные и эффективные решения. Именно такие люди сегодня способны дать результаты, в которых нуждается наша страна», — так охарактеризовал необходимость появления резерва Касым-Жомарт Токаев.

Претендовать на место в резерве могут граждане Республики Казахстан не старше 35 лет, с высшим образованием, опытом работы не менее 5 лет, наличием сертификата о владении государственным языком с результатом не ниже уровня B1.

При регистрации кандидат предоставляет персональные данные и заполняет дополнительную информацию о себе: место проживания, образование, выбор отраслевого направления и т.д.

 

Отбор состоит из 6 этапов:

Прием документов (1-30 сентября);

Тестирование способностей (1 и 7 октября);

Решение ситуационных задач (10 октября);

Оценка компетенций (19-24 октября, 20-24 ноября);

Собеседование в экспертной комиссии (1-8 декабря).

На завершающем шестом этапе проходит заседание Национальной комиссии, по результатам которого в Президентский молодежный кадровый резерв зачисляют 50 лучших кандидатов. В этом году оно состоится до 22 декабря.

Результаты представляют в личном кабинете, а списки прошедших на следующий этап публикуют на платформе резерва — pkrezerv.gov.kz.

В пресс-службе Агентства по делам государственной службы ZTB.kz рассказали, что в 2019 году в резерв зачислили 300 человек, в 2021 году – 50. Из 350 человек 265 (76% от общего числа) уже трудоустроены в госорганы и организации квазигоссектора. Среди них 125 человек в центральных государственных органах, 35 — в местных исполнительных органах, 57 — в национальных компаниях, 48 — в других организациях.

Также 30 человек назначены на политические должности, 5 — на должности корпуса «А». Один резервист избран депутатом Мажилиса Парламента, еще двое — депутатами маслихатов.

Другие новости