Все чаще казахстанцы сталкиваются с продукцией, маркированной как халал (в переводе с арабского – "то, что разрешено Аллахом"). Всегда ли они безопасны и не содержат запрещенных Исламом компонентов - вопрос остается открытым. Sputnik Казахстан попытались выяснить, кто и как контролирует продукцию "халал" в республике, и пришла к неутешительным выводам.




Халал в Казахстане: контроль качества или маркетинговый ход?


В министерстве по инвестициям и развитию Казахстана в ответ на запрос Sputnik Казахстан проинформировали, что в республике действуют лишь два национальных стандарта СТ РК 1353-2005 "Колбасы вареные "Халал" и СТ РК 1632-2007 "Туристско-экскурсионное обслуживание гостиницы "Халал". Классификация". Вся остальная продукция, на этикетках которой указано "халал", либо сертифицирована по международным стандартам, либо лишь маркетинговый ход.


По словам президента национальной лиги потребителей Казахстана Светланы Романовской, законодательная часть в данном вопросе провисает, чем пользуются некоторые недобросовестные предприниматели.


"Халал-продукцию никто не проверяет. Можно заплатить деньги в ассоциацию или просто заявить о себе и все. Нет никакой ответственности перед потребителями за введение в заблуждение. Только 190 статья Административного кодекса о недобросовестной рекламе. Но на практике и она не работает", – сообщила в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан Романовская.



Эксперт подчеркнула, что полиция, в чье ведение входит проверка субъектов предпринимательства, не справляется со своей задачей из-за нехватки специалистов.


"У нас ответственность очень размыта, ее, по сути, и нет. Предприниматели пользуются этим. Неоднократные экспертизы показывали, что в продукции, маркированной как халал, есть свинина. Наши потребители безграмотные в этой сфере, так как нет потребительского образования и государственной политики", – уточнила Светлана Романовская.


По ее словам, на прилавках отечественных магазинов можно найти и водку с маркировкой "халал", что в в корне противоречит нормам мусульманской религии.


Сертификат как пропуск на мировой рынок


Председатель ассоциации халал-индустрии Казахстана Марат Сарсенбаев отметил, что сейчас в Казахстане сертификат халал имеют более 600 казахстанских компаний и порядка ста международных. В основном отечественные производители получают стандарт халал для того, чтобы выходить на международные рынки.



Сертификация продукции по стандартам халал – многоуровневая система. После присуждения сертификата компании сотрудники ассоциации ведут контроль продукции.


"Сейчас нам нужны два закона, которые помогут развитию сферы: о маркировке и о товарном соответствии. Государственные органы не могут наказать недобросовестных производителей, так как нет этих законов", – выразил мнение глава ассоциации.


Сейчас министерство сельского хозяйства Казахстана разрабатывает проект дорожной карты по развитию производства пищевой халал-продукции в республике. Эти меры, по планам разработчиков, позволят усовершенствовать стандарты халал-продукции.

Другие новости