Подводим итоги прошедшей недели
Российский блогер Илья Варламов опубликовал на сайте еще один пост, посвященный Алматы, под названием "Хорошая Алма-Ата: нам есть чему поучиться!". По его словам, Казахстан вернул ему веру в чудеса. Предлагаем вам узнать, какие плюсы отметил блогер.
В Алма-Ате всегда светит солнце! После серой Москвы это просто праздник какой-то! Я уже начал забывать, что такое зимнее солнце, но Казахстан вернул мне веру в чудеса!
Многие мои читатели из Алма-Аты ждали жесткой критики, но сегодня я вынужден похвалить город. Алма-Ата начала проводить очень правильные реформы! Многие города на постсоветском пространстве сильно поменялись, взять тот же Баку. Но мало кто брал курс на город, удобный для людей. Несколько лет назад подобные реформы начались в Москве, и вот Алма-Ата идет по тому же пути!
Я не знаю, получится ли что-то у них или нет. Судя по улице Панфилова, есть проблемы с реализацией, но важно, что выбрано правильное направление.
И нам есть еще чему поучиться у Алма-Аты.
Начнем с самого главного!
В отличие от многих российских городов, зимой Алма-Ата не вымирает, а продолжает нормально жить и функционировать. Например, тут все так же работает муниципальный велопрокат, и многие люди пользуются им даже в снежную погоду. В Москве осенью все велосипеды отвозят на склад, так как мэрия считает, что зимой никто кататься не будет. В Алма-Ате в акимате сидят продвинутые люди, которые понимают, что на велосипеде можно ездить по городу круглый год! Надеюсь, Собянин побывает в Казахстане, посмотрит, как там работает прокат, и перестанет убирать в Москве зимой велосипеды.
То же самое касается уличных веранд кафе и ресторанов. Несмотря на морозы они продолжают работать. В России, если предприниматель решит сделать перед своим заведением уличную террасу зимой, его оштрафуют и заставят ее демонтировать. У нас считается, что уличная терраса должна быть только летом.
Алма-атинский каток) Его просто сделали в центре на одной из широких улиц. Тоже круто.
Уличная кулинария. Тут готовят плов и продают свежевыжатые соки и чебуреки. У нас такие ларьки на зиму принято закрывать.
Еще в Алма-Ате продолжается реконструкция городского центра. Программу запустили в прошлом году специально для того, чтобы сделать город более комфортным для пешеходов. Аким (мэр) Алма-Аты Бауыржан Байбек в этом плане настроен очень решительно. Он сделал много категоричных заявлений по поводу того, что надо освободить город от засилья автомобилей, создать качественную инфраструктуру для пешеходов и велосипедистов, спроектировать удобную систему общественного транспорта и освободить улицы от визуального мусора. Равняться аким решил на европейские города, и поэтому он пригласил в гости Яна Гейла, чтобы тот дал свои рекомендации.
Несмотря на это, работы по проектированию и реконструкции проводятся не всегда хорошо. Кроме того, весь процесс сопровождается типичными проблемами: недовольством автомобилистов, претензиями местных жителей и обвинениями в распиле. Но власти не отказываются от своих идей. У них большие планы, и по масштабу реконструкции на постсоветском пространстве Алма-Ата, наверное, находится на втором месте после Москвы. Приятно, что город развивается в правильном направлении.
План реконструкции местного Арбата. Официально эта улица называется Жибек Жолы, что переводится как Шелковый путь. И у архитектора была идея отразить его историю в благоустройстве. Архитектор, кстати, тот же, что делал улицу Панфилова.
Проект был относительно неплохой. Посередине улицы должна была быть выложена ломаная белая дорожка, символизирующая Шелковый путь. В нее хотели вмонтировать бронзовые вставки с названиями городов, которые этот путь пересекал. Также на этой дорожке собирались поставить скульптурную композицию из нескольких больших фигур верблюдов. А все остальное пространство должны были заполнить спортивными и детскими площадками, ларьками с напитками и едой, уличными кафе и зелеными зонами отдыха.
Но реальность оказалась сурова. Видимо, в какой-то момент архитектор решил остановиться на белой полосе плитки посередине улицы и деревянных скамейках.
Ни зеленых холмов, ни навесов, ни верблюдов алмаатинцы не дождались.
Многие жители города оказались сильно разочарованы результатом. Особенно их возмутило отсутствие зелени и деревьев в том объеме, в котором ее обещали. Высадка деревьев вообще освещалась с большой помпой, и горожане ее очень ждали. Всем хотелось прогуляться летом по тенистой прохладной улице, но теперь понятно, что сделать этого не получится.
Из положительных моментов нужно отметить то, что в ходе реконструкции несколько подземных переходов заменили на наземные. Это вообще очень круто. На старых панорамах видно, что, несмотря на подземный переход, люди переходили дорогу поверху. Это лишний раз доказывает, что внеуличные переходы в центре города вредны и провоцируют людей нарушать правила.
Вот так выглядят новые переходы, зеленый сигнал вызывается кнопкой. Заметил, что не все жители это знают.
Очень странно, что переход решили ничем не подсвечивать в темное время суток. Подсветка должна быть обязательно.
Автобусные остановки чистые, объявления на них никто не клеит. Полиция за этим внимательно следит, и в случае нарушения наказывает штрафами и самого расклейщика, и компанию, на которую он работает. А сами остановки можно было делать более закрытыми, особенно для сурового алма-атинского климата.
Алма-Ата — единственный город в Казахстане, в котором есть троллейбус. Он очень бурно развивался вплоть до 90-х годов, но из-за наступившего кризиса власти начали закрывать маршруты и демонтировать контактную сеть. Из существовавших на тот момент 25 маршрутов на сегодняшний день сохранились только восемь.
Но в отличие от многих российских городов, сейчас в Алма-Ате понимают, что троллейбусы это современный и перспективный транспорт. Власти обновили весь подвижной состав троллейбусного парка, и сейчас он состоит из китайских машин модели Neoplan Kazakhstan. Их возраст составляет не больше 10 лет. Выделенных полос для троллейбуса в городе практически нет, но судя по заявлениям, власти над этим работают. Также акимат обещал построить скоростной трамвай (обычный они зачем-то успели выпилить) и наладить хорошую автобусную сеть.
Я уже упоминал, что недавно в Алма-Ате запустили систему платной парковки. Конечно же народ воспринял нововведение в штыки и еще долго отказывался оплачивать стоянку. В соцсетях сразу же появилась куча гневных заявлений на тему того, что это аферисты грабят мирных граждан, — люди долго не понимали, почему они должны платить за то, чем раньше можно было пользоваться бесплатно. Но управляющая компания упорно и подробно растолковывало необходимость платных парковок через местные СМИ, и со временем народ привык.
Правда, проблемы все равно продолжали возникать. Например, платные парковки тут же наводнили нелегалы в жилетках, которые начали собирать с автомобилистов плату от лица управляющей компании. С ними пришлось довольно долго и упорно бороться. Другая проблема состояла в том, что автомобилисты начали требовать, чтобы кто-то охранял их машины, не зря ведь они деньги платят. И тут тоже управляющей компании пришлось проводить разъяснительную работу. Людям рассказывали, что платят они за использование муниципальной земли и что охранять их припаркованные у тротуаров корыта никто не обязан.
Жаловаться люди продолжают до сих пор. Кто-то ругается, что парковки слишком дорогие, кому-то не нравится, что они расположены далеко от популярных магазинов или учреждений. Пересаживаться на общественный транспорт при этом никто не спешит, и многие так и ездят на автомобилях, предпочитая бросать их во дворах чужих домов вместо того, чтобы платить за муниципальную парковку.
Про платные парковки могу сказать, что они очень дешевые и их мало. Весь центр надо делать платным и бороться с нелегальной парковкой.
Казахстанские постаматы с автоматизированной выдачей посылок. Система очень похожа на российский PickPoint.
Улицу Фурманова по многочисленным просьбам трудящихся еще в ноябре переименовали в проспект Нурсултана Назарбаева. Таким образом власти и горожане в едином порыве решили отблагодарить президента за все то хорошее, что он сделал для Алма-Аты за время своего бесконечного правления )
Еще у города есть свой горнолыжный курорт! Не посетить Шымбулак во время поездки в Алма-Аты — это все равно, что не приехать на Красную поляну во время визита в Сочи.
Шымбулак встречает гостей инструкциями на трех языках о том, как вести себя при террористической опасности. Лишним не будет!
Шымбулак расположен на высоте 2260 метров примерно в 20 километрах от города. Сначала это была обычная спортивная база, открытая еще в 1954 году. На ней тренировались горнолыжники и проводились чемпионаты СССР и Казахстана. В 80-е здесь начали достраивать гостиницу, медицинский центр, дополнительные подъемники и другую инфраструктуру, и постепенно это место из спортивного объекта превратилось в новый туристический центр.
Вообще в плане архитектуры все очень неплохо сделано! Был приятно удивлен дизайном построек.
Кстати, здесь по-прежнему проводят разные чемпионаты Казахстана. Кроме того, в 2011 году тут прошли этапы соревнований по горнолыжному спорту в рамках Зимних Азиатских игр, а в прошлом году — в рамках Всемирной зимней универсиады.
Помимо катания на лыжах и сноуборде тут можно полетать на вертолете или параплане, ходить в пешие походы, покататься на горных велосипедах, съездить на экскурсию на внедорожниках и покататься на лошадях. Для детей тут есть лагерь, веревочный городок и батутный центр.
Зимой на курорте продают сезонные абонементы. Абонемент для детей до 10 лет стоит 150 тыс. тенге, для людей от 11 до 23 лет — 210 тыс. тенге, а для взрослых — 290 тыс. тенге. Он дает право кататься и пользоваться подъемниками без ограничений в течение всего сезона и еще обеспечивает бесплатное парковочное место. Обычные абонементы на один день для взрослых стоят 6500 тенге в будни и 9500 тенге в выходной, а при покупке абонемента на сайте можно получить скидку 25%. Аренда стандартного комплекта лыж или сноуборда стоит еще 5000 тенге.
Российский Ил-96 в алма-атинском аэропорту. На нем прилетел Медведев. На следующий день, как я уехал, Шымбулак закрыли для посетителей и там катался наш премьер. Народу сказали, что борются с лавинами.