Заместитель Премьер-министра Канат Бозумбаев провел заседание Проектного офиса по реализации Национального проекта по модернизации коммунального и энергетического секторов (МЭКС), сообщает ZTB.KZ со ссылкой на пресс-службу Правительства РК.
Общий объём доходов городского бюджета на 2026 год — 475,9 млрд тенге. Из них почти всё — налоги: 458,2 млрд тенге. Неналоговые поступления выглядят скромно — 609,6 млн тенге, продажа активов — 7,3 млрд, трансферты — 9,7 млрд тенге.
Расходы при этом составляют 465,2 млрд тенге. Формально бюджет сводится с профицитом, но только на бумаге. Потому что дальше начинается самое интересное.
352 миллиарда уходит вверх
Из утверждённого городского бюджета 352,5 млрд тенге Павлодар изымает в областной бюджет. То есть более 74 процентов всех доходов города фактически уходят не на город, а выше по вертикали. После этого разговоры о «самостоятельности городского бюджета» выглядят, мягко говоря, оптимистично. Сёлам — 1,7 млрд. Город — на сотни миллиардов. На фоне почти полутриллионного бюджета особенно показательно выглядит финансирование сельских территорий, входящих в состав города Павлодара.
В 2026 году все сёла и поселки вместе получают 1,76 млрд тенге субвенций. Для понимания масштаба: это менее половины процента от общего бюджета города.
Деньги распределяются так:
Посёлок Атамекен — 455,6 млн тенге
Кенжекольский сельский округ — 448,7 млн тенге
Село Павлодарское — 356,9 млн тенге
Село Жетекши — 250,1 млн тенге
Село Мойылды — 250,9 млн тенге
Для сравнения: резерв акимата города на непредвиденные расходы — 1,31 млрд тенге. То есть резерв одного акимата почти равен годовому бюджету пяти сельских территорий.
Дороги есть. Почти
Отдельно прописаны целевые трансферты — ещё 1,23 млрд тенге. Основная часть идёт на дороги: 1,23 млрд тенге — капитальный и средний ремонт дорог в Атамекене, Кенжеколе, Павлодарском, Жетекши и Мойылды.
В переводе с бюджетного языка это означает, что новых дорог не будет, речь идёт о латании существующих.
На благоустройство и озеленение — 326,4 млн тенге на несколько населённых пунктов сразу.
На освещение улиц — 46,1 млн тенге, и то только для села Жетекши. На содержание организаций культуры в Жетекши — 78,5 млн тенге. На капитальные расходы госорганов сёл — 19 млн тенге. На содержание дорог в одном только Кенжекольском округе — 98,7 млн тенге.
Дефицит есть. Но его как бы нет
Формально бюджет Павлодара на 2026 год принят с дефицитом 6,22 млрд тенге. При этом город не планирует брать займы. Дефицит закрывается за счёт погашения ранее взятых обязательств и операций с финансовыми активами на 4,45 млрд тенге. иПроще говоря, деньги крутят внутри системы, но на развитие это не похоже. Кадры поощряют. Систему — нет.
Единственный пункт, который действительно выглядит как социальная мера, — это повышение зарплат на 25 процентов специалистам в сфере соцобеспечения, культуры и спорта, работающим в сельских населённых пунктах. Но здесь тоже есть нюанс: речь идёт не о новых рабочих местах и не о развитии сёл, а о компенсации за работу в условиях хронического недофинансирования.
Что мы видим на выходе
Павлодар — город с бюджетом почти в полтриллиона тенге, который:
• отдаёт три четверти доходов области,
• оставляет сёлам меньше двух миллиардов,
• тратит на резерв больше, чем на целые населённые пункты,
• и называет это сбалансированной бюджетной политикой.
Формально всё законно. Фактически — сёла остаются приложением к городу, а не частью городской стратегии развития. И главный вопрос здесь не в цифрах — они как раз предельно честны.
Главный вопрос в другом: сколько ещё лет сельские территории будут существовать на уровне «латания и выживания», пока в отчетах фигурируют сотни миллиардов?