Как в школах Казахстана обходят запрет на ношение хиджабов


 

В стране вновь началось бурное обсуждение вопроса ношения религиозной одежды в школах. Министр культуры и информации РК Аида Балаева, а также спикер Мажилиса Ерлан Кошанов уверены, что учебные заведения страны нельзя превращать в религиозные площадки. Однако с ними не согласны верующие родители, которые требуют разрешить их дочкам носить хиджабы в школах. Информационное агентство ZTB.kz провело расследование и выяснило, что частные школы придумали, как обходить запрет на платки.

4 ХИДЖАБ 2

Светские школы

Хиджаб в казахстанских школах остается под запретом. Об этом заявила министр культуры и информации РК Аида Балаева. На днях она написала на своей странице в Facebook, что все вопросы государственной политики регулируются гражданским законодательством, а не религиозными нормами.

Балаева напомнила, что, согласно Конституции РК, задача школы - обеспечивать гражданам страны качественное образование.

«Полагаю, что, получив хорошее образование, уже во взрослой жизни казахстанцы самостоятельно определятся в выборе религии и в выборе религиозной одежды», - написала она.

Вопрос ношения платков в школах также прокомментировало Духовное управление мусульман Казахстана в своем Instagram-аккаунте.

«Муфтият не отрицает, что по законам шариата мусульманки, достигшие подросткового возраста, должны носить платок. Ношение платка также является нашей национальной традицией. Мусульманская община должна глубоко понимать это. Однако шариат не обязывает девочку, не достигшую половой зрелости, носить платок. Мусульманской общине нужно понять и это», – отметили религиозные деятели.

В среду в кулуарах Мажилиса журналисты попросили спикера нижней палаты парламента Ерлана Кошанова высказаться по поводу спорного вопроса о запрете на ношение хиджабов в школах Казахстана. Он напомнил, что Казахстан – это светское государство. При этом в Конституции учтена свобода вероисповедования и никаких ограничений для совершения религиозных церемоний в документе нет.

"Желающие совершить свои религиозные обряды жители Казахстана, независимо от вероисповедания, имеют возможность ходить в мечети, церкви, религиозные центры и совершать свои обряды. В этом плане никаких запретов нет", - сказал Кошанов.

При этом он считает неприемлемым смешение религии с образованием.

"Мы не должны превращать школу в место политических или религиозных движений. Это центр образования. Там должны давать образование. Нам не следует беспокоить детей или учителей посторонними вопросами", - подчеркнул спикер Мажилиса.

 

«Дайте нам спокойно жить»

Позиция муфтията и Балаевой не устроила жительницу Карасайского района Толкын Турсынбекову. Она рассказала ZTB.kz, что воспитывает шестерых детей по религиозным канонам. Все ее дочки, как правило, носят хиджаб. В этом году женщина отправила своих средних дочерей в 1 класс. И столкнулась с проблемой запрета на ношение религиозных головных уборов - девочек не допускают к учебе с покрытой головой. Толкын уверена, что правила учебного заведения притесняют девочек. Мать требует разрешить школьницам ношение хиджабов.

«Что вы пристали к нам? Дайте нам спокойно жить. И без этого в стране практически нет школ для тех, кто носит хиджаб. Почему мы терпим постоянные натиски со стороны руководства школ? Почему к нам такое отношение? Мы что - террористы?» - говорит возмущенная женщина.

Турсынбекова вспоминает, что «скандалы из-за недопуска в платке в школы вспыхивали и при старшей дочери». Тогда родители пытались следовать правилам школы. Но теперь девочка достигла подросткового возраста. Больше семья не может игнорировать законы шариата, поэтому вынуждена была отдать старшую дочку в частную школу, где соблюдаются права детей и родителей на свободу вероисповедания.
 
«Старшая дочь учится в 9 классе. Мы ее отдали в частную школу. Я не буду вам называть название школы. Потому что руководство нас очень просит не распространяться. Школа под постоянным присмотром. В нее часто приходят с проверками. Здесь частично разрешается носить хиджаб, как, например, ученикам 8-9 классов. Их не оскорбляют и не унижают по религиозным признакам», - рассказала мать.

Однако имам, теолог Нурлан Байжигитулы сообщил ZTB.kz, что нормативные акты распространяются на все учебные заведения: как на государственные, так и на частные.

«Я придерживаюсь заявления ДУМК. Мое мнение совпадает с официальным мнением муфтията. А что касается случаев, где девочки допускаются на занятия с покрытой головой, то это незаконно. Правила для всех едины», - пояснил он.

Исламовед Лазина также подтвердила нам, что в частных школах можно обойти запрет на ношение хиджаба.

«Моя дочь учится в частной школе. Она на занятия ходит в платке. У нас не было проблем с ношением хиджаба. Нам не запрещают», - рассказала она.

 

«Закон для всех един»

Корреспондент ZTB.kz побывала в одной из таких частных школ, где, согласно данным руководства учебного заведения, учатся дети приверженцев ислама. Всего в школе около 700 учеников. И все они – девочки. Там нашей редакции рассказали о требованиях к ученицам.

«90%, а то и больше наших родителей придерживаются религиозных канонов. И половина нашего учительского состава также носит хиджаб. Однако мы живем в одной стране. Поэтому закон для всех един. Мы придерживаемся приказа министра образования номер 26 «Об утверждении требований к обязательной школьной форме», в котором запрещается религиозная атрибутика в одежде учеников. Каждая школа выбирает свою школьную форму. Ученицы нашей школы носят бордовый сарафан и белую рубашку», - отметила исполняющий директор частной школы «AiSaf» Маржан Абдрахимова.

В руководстве школы нам пояснили, что девочки приходят в платках. Затем они отправляются в раздевальную комнату, где меняют хиджаб на школьную форму. Такой же порядок действий распространяется и на учителей.

«У нас учатся девочки с 1 по 11 класс. Обучение проходит строго по школьной системе образования, принятой в Казахстане. В стенах школы учителя носят классическую форму одежды. Учителям не разрешается вести беседы на тему религии, политики», - отметила главный директор частной школы «AiSaf» Айша Ахметова.

Она добавила, что количество желающих учиться в ее школе только растет. Женщина считает, что такие заведения существенно сократили эмиграцию молодых семей с детьми в другие страны из-за притеснений школьниц по религиозному принципу. Согласно ее данным, прежде верующие казахстанцы часто выбирали для переезда Турцию, страны Европы и соседние государства, где вопрос ношения платков в школе не вызывает конфликтов.

 

Нарушение Конституции?

Теолог Азамат Нуркасым считает, казахстанцам не пришлось бы прибегать к крайним мерам, если бы в законодательстве соблюдалось право человека - учащегося или работника - на ношение религиозной одежды, в том числе головного убора.

«Да, шариат не обязывает девочек, не достигших половой зрелости, носить платок. Однако действующий запрет на хиджабы в школах не соответствует казахстанской Конституции и нормам международного права, которые гарантируют свободу вероисповедания, а также не допускают дискриминации в области образования, в том числе по религиозному признаку», - сказал нам теолог.

Как сообщается на сайте egov.kz, требования к школьной форме запрещают ношение хиджаба, так как любая атрибутика, символ, элемент так или иначе подразумевает под собой пропаганду вероучения, к которому относится. Обеспечивающие равенства всех религий перед законом принципы светскости не допускают преимущества какой-либо религии.

«Иногда невмешательство дает более эффективные результаты, нежели попытки регулировать и вмешиваться», - считает Нуркасым.

В свою очередь, юрист Сакен Абланов заявил нам, что религия и социальная жизнь «не пересекаются процессуально», так как Казахстан – светское государство со свободой выбора, общепринятыми нормами поведения в обществе. По его мнению, «истинная вера не поколеблется», если девочка придет в школу в форме без хиджаба. И это «важно понимать родителям».

«Частные школы могут проигнорировать предписание в части ношения школьной формы и кому-то позволить носить хиджаб. Но единая школьная форма ничуть не ущемляет права верующих, наоборот, исключает буллинг среди сверстников», - уверен эксперт.

Юрист считает ситуацию с запретом хиджабов в школах спорной.

«С одной стороны, Конституция нам гарантирует свободу вероисповедания, а с другой – есть принятые нормы единой школьной одежды. И лучше их соблюдать», - заключил Абланов.

 

Без наказания

Юрист Маргулан Шыныбаев рассказал нам, что Министерство образования само позволяет частным школам обходить запрет на ношение хиджабов ученицами.

«Частные школы формулируют свой устав, который утверждает управляющий совет. В уставе прописываются требования к форме, которые могут включать платки. Затем его рассматривают в Министерстве образования. Если оно его одобряет, то проблем не возникает. Кроме того, у нас на законодательном уровне не предусмотрена мера наказания при неисполнении правил школьной формы в образовательных учреждениях», - сказал юрист.

 

Редакция ZTB.kz направила запрос в Министерство образования с просьбой разъяснить, почему в частных школах можно игнорировать запрет на ношение хиджабов. Мы также хотим выяснить, действительно ли сотрудники министерства могут утвердить частникам форму с платками.

 

 

Другие новости