Злоумышленник требовал 700 тысяч тенге у сотрудника полиции
Казахстан находится в кризисе государственных финансов. И если власти не предпримут каких-либо действий, от этого пострадают простые налогоплательщики. Об этом корреспонденту ZTB News сказал Аскар Кысыков, директор центра прикладных исследований TALAP.
Ключевая проблема бюджетной системы заключается в том, что она не балансируется. Если говорить простыми словами, то это означает, что Казахстан тратит очень много. Только за последние три года расходы выросли на 60%. При этом 80% затрат приходится на текущие, а не капитальные нужды. А это не способствует развитию страны, - заявил эксперт.
По его словам, 35% расходов бюджета тратится на выплаты населению: фонд оплаты труда, пенсии, социальные пособия, которые адресно поступают из бюджета конкретному человеку. Остальные 65% – это расходы на строительство, закупки, трансферты, субсидии, бюджетные кредиты и прочее. Эксперт считает, что две трети бюджета нужно оптимизировать и повышать эффективность.
Сейчас Казахстан финансирует расходы за счет денег Нацфонда и других стран, занимая их в долг. На 1 января 2024 года внешний долг страны составил 162,7 млрд долларов. Для сравнения, годом ранее он был на 2 млрд меньше.
Почему Казахстан стал больше тратить
Как говорит Аскар Кысыков, расходы бюджета выросли по нескольким причинам. В их числе: растущая инфляция, повышение социальных и пенсионных выплат, а также увеличение заработных плат сотрудникам бюджетной сферы.
Мы много расходуем на квазигосударственный сектор - институты развития, поддержку предпринимательства и т.д. Зачастую эти программы поддерживают некий “круг избранных” предпринимателей и делается это за наш с вами счет. Много денег у Казахстана уходит и на строительство. А в этой сфере есть свои коррупционные риски, - отмечает директор центра прикладных исследований TALAP.
По мнению эксперта, расходы страны не всегда обоснованы. Более того, в Казахстане нет единого подхода к управлению всей системой государственных финансов.
Наши фонды управляются разрозненно. Нацбанк контролирует Нацфонд, ЕНПФ, а остальные - подотчетны министерствам. Правительство отвечает только за республиканский бюджет. Когда человек ведет семейный бюджет, его расходы и доходы понятны. Своими деньгами он управляет по принципу “одного кармана”. А сейчас в Казахстане за зарплату отвечает одна структура, за его накопления - другая, за кредиты - третья. Общего видения и понимания финансового положения нет, - уверен эксперт.
Он также добавил, что система госфинансов - основа любого государства, поэтому Казахстану ее нужно срочно “ремонтировать”. А если это не сделать, то “подушки безопасности” в виде денег из Национального фонда, надолго не хватит.
Система госфинансов в Казахстане уже находится в кризисе. По таким параметрам как госдолг, дефицит бюджета и эффективность управления у нас не лучшие показатели. Мы привыкли затыкать дыры с помощью Нацфонда, но нельзя забывать о том, что через несколько лет можем лишиться этой “подушки”. И что тогда будем делать? Казахстан останется без сбережений и с большим государственным долгом, который невозможно будет закрыть, - подытожил Аскар Кысыков.
По его словам, если Казахстан лишится средств Нацфонда, то единственным выходом из ситуации будет многократное повышение налогов для граждан страны. Это не только вызовет объяснимое недовольство людей, но и станет шоком для экономики в целом.