Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации просят вернуть их на Родину
Объёмы продаж российских маркетплейсов в Казахстане увеличиваются с каждым годом. Абсолютные данные по основным показателям остаются закрытыми, но платформы Wildberries и Ozon предоставили информацию по динамике индикаторов, сообщает ZTB News со ссылкой на Finprom.kz.
По данным Wildberries, количество заказов казахстанцев на площадке с января по август 2024-го выросло в два раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Стоимостный объём продаж увеличился еще заметнее — в 2,1 раза. Рост в 2023 году был ещё больше — почти в четыре раза. Маркетплейс Ozon, в свою очередь, нарастил физические объёмы продаж за первое полугодие 2024-го в 12 раз, за прошлый год — в 16 раз.
Такому стремительному росту присутствия международных площадок в Казахстане способствовало, в первую очередь, развитие логистики. В частности, у компании Wildberries уже открыты три больших логистических центра в крупных городах, в настоящее время строятся ещё два — в Астане и Алматы. По данным пресс-службы маркетплейса, количество пунктов выдачи заказов (ПВЗ) за прошлый год увеличилось в 8,9 раза, а в августе текущего года в сравнении с концом декабря 2023-го - ещё на 52%. Стоит отметить, что рост количества ПВЗ - это развитие не только российского, но и казахстанского бизнеса. Ведь, как правило, пункты по франшизе открывают казахстанские предприниматели.
Мы активно работаем над расширением сети ПВЗ в Казахстане. По итогам второго квартала 2024-го число пунктов выдачи заказов выросло в 15 раз по сравнению с аналогичным периодом 2023 года. В ближайшие месяцы будем стимулировать предпринимателей открывать новые ПВЗ в различных регионах страны, чтобы сделать покупки ещё более удобными. Для этого мы предоставляем финансовую поддержку на открытие ПВЗ в приоритетных локациях, — прокомментировали в пресс-службе Ozon.
В целом объём рынка электронной торговли в Казахстане за прошлый год достиг рекордного уровня - 2,4 трлн тг. Рост за год — на 24,2%. Количество транзакций увеличилось на 84,1%, до 90,2 млн.
По данным Бюро национальной статистики, доля товаров, проданных через маркетплейсы, составила 72,4% от всего стоимостного объёма электронной торговли. В денежном выражении эта сумма приблизилась к 1,8 трлн тг. Продажи казахстанских организаций через собственные сайты были значительно меньше - всего 672 млн тг. В прошлом году этот канал реализации товаров потерял свои позиции в сравнении с маркетплейсами. Объём продаж в нём сократился на 20,5%. Маркетплейсы же, напротив, увеличили свою покупательскую аудиторию и нарастили стоимостный объём продаж на 58,2%.
Согласно данным статистики, количество предприятий, которые продают свои товары и услуги через маркетплейсы за прошлый год число увеличилось на 62,8%, превысив две тысячи компаний. Тех, кто даёт объявления о продаже через собственные интернет-магазины, насчитывалось почти в три раза меньше: 766 предприятий.
Какие товары казахстанцы чаще всего покупают на маркетплейсах? В денежном выражении наибольшую долю занимают телефоны и различные гаджеты - 27,5% за прошлый год, в денежном выражении объём продаж достигал 486,2 млрд тг. На втором месте бытовая техника - 11,6% и 205 млрд тг соответственно. Близок к этому показателю и удельный вес категории компьютеров и сопутствующих товаров: 10,1%. В 2023 году покупатели из Казахстана купили таких товаров на 178,4 млрд тг.