Они иллюстрировали работу волонтеров Biz Birgemiz Qazaqstan
За последние годы Казнет буквально заполонили фейковые новости. И проблема вся в том, что казахстанцы нередко «ведутся» на них. Чтобы этого не происходило, основатель портала FactCheck.kz Адиль Джалилов рассказал корреспонденту ZTB News, что следует учить граждан информационной грамотности. Причем, уже в раннем возрасте. ФОТО 1 «Нужно внедрять медиаграмотность и фактчекинг в программы обучения школьников и студентов. Сейчас это не просто жанр журналистики, а часть кибергигиены, необходимая каждому. Кроме того, я бы наказывал штрафами или банами тех, кто распространяет социально опасную дезинформацию. Например, антиваксеров или пропагандистов войн и насилия», – поделился мнением эксперт. При этом он считает, что важно принимать такое решение не государству, а независимым органам. Иначе тогда власти смогут начать борьбу с инакомыслием. С этим же согласен и Павел Банников. По его мнению, курсы медиаграмотности стоит вводить аж с детского сада. Сначала в качестве курсов по логике, а затем переходя к информационной гигиене. ФОТО 2 «Тогда, я думаю, следующие поколения граждан будут более устойчивы к дезинформации. Говоря об уже имеющемся взрослом поколении, я считаю, важно проводить курсы для чиновников. К сожалению, в Казахстане уровень медиаграмотности низок практически на всех уровнях» – пояснил эксперт. Но как рядовому казахстанцу отличить фейковую новость от настоящей? На какие источники стоит опираться? Павел Банников отметил, что их слишком много и поэтому важен не столько выбор источника, сколько оценка его качества. Так, эксперт поделился простой формулой, по которой работают многие фактчекеры и специалисты по медиаграмотности: 1. Проанализировать. На этом этапе, стоит ответить для себя на вопрос: «Это могло произойти в реальности?» 2. Расследовать. «Эта информация где-то ещё встречается?», «Она встречается только в одном источнике или во многих?», «Они вызывают доверие?». При этом, по словам Банникова, сайты-однодневки или Telegram-каналы стоит сразу отсеить. 3. Рефлексия. «Где появилась эта новость?», «Этот источник можно назвать качественным?». 4. Подумать о распространении. «Стоит ли этой новостью делиться?», «Зачем ею делиться?». 5. Мониторинг. Стоит отследить подобные новости и задаться вопросом: «Кто и с какой целью их распространяет?». Ка отметил эксперт, это могут быть совершенно разные люди: хакеры, мошенники или организации, пытающиеся повлиять на общественное мнение. «Самое главное – это рефлексия и оценка той информации, которую человек получает и тех источников, с которых она выходит», – подытожил Павел Банников. Почему люди ведутся на фейки? – подзаг ФОТО 3 Адиль Джалилов считает, что проблема дезинформации не эпизодична. Она не появилась вдруг и не может быть решена небольшим усилием. А возникла она, потому что люди всегда предпочитали додумывать и верить в мифы. «Воспринимать реальность сложно, легче придумать или докрутить её. Тем более, если в этом ещё и помогают. Тогда миф становится интереснее и проще. Люди склонны воспринимать информацию эмоционально, а не логически, а значит и верить в дезинформацию», – считает спикер. И казахстанцы не исключение. Так, по словам эксперта, отечественная аудитория преимущественно состоит из ленивых потребителей информации. Поэтому, например, в основном популярны видео и картинки, нежели сложные тексты. «Всё это осложняется алгоритмами соцсетей и поисковых систем. Они формируют новостную ленту каждого пользователя, опираясь на запросы и интересы. Поэтому люди, посмотревшие кремлевскую пропаганду, антиваксеров, или про плоскую землю, получают такую информацию всё больше. И начинают верить в этот бред», – подытожил Адиль Джалилов. Стоит отметить, что проблемой интернет-фейков обеспокоены не только специалисты по медиаграммотности, но и чиновники. Так, мажилисмен Сергей Пономарев уже направил депутатский запрос (гиперссылка https://ztb.kz/deputat-prizval-nakazyvat-pabliki-za-feikovye-novosti) премьер-министру о фейковых новостях, которые сеют панику среди общества и вводят население в заблуждение. Он озвучил самые популярные новости, которые распространяются в соцсетях.