Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации, просят вернуть их на родину
В последние время Казнет буквально заполонили фейковые новости. Но проблема вся в том, что казахстанцы им верят и активно пересылают друг другу. А недостоверная информация, в свою очередь, сеет панику в обществе. Чтобы этого не происходило, по мнению основателя портала FactCheck.kz Адиля Джалилова, следует учить граждан информационной грамотности. И делать это надо с раннего возраста.
Нужно внедрять медиаграмотность и фактчекинг в программы обучения школьников и студентов. Сейчас это не просто жанр журналистики, а часть кибергигиены, необходимая каждому. Кроме того, я бы наказывал штрафами или банами тех, кто распространяет социально опасную дезинформацию. Например, антиваксеров или пропагандистов войн и насилия, – говорит Адиль Джалилов.
По его словам, в этом процессе важно принимать решение не государству, а независимыми органами. В противном случае власти могут начать борьбу с инакомыслием.
О том, что в Казахстане низкий уровень медиаграмотности, говорит и фактчеркер Павел Банников. По его мнению, специальные обучающие программы надо постепенно внедрять в дошкольных учреждениях. Сначала в качестве курсов по логике, а далее уже переходить к основам информационной гигиены.
Тогда следующие поколения граждан будут более устойчивы к дезинформации. Говоря о взрослом населении, курсы по медиаграмотности можно внедрять на предприятиях. Также важно проводить обучение для чиновников. Поскольку информационная грамотность на всех уровнях оставляет желать лучшего, – пояснил эксперт.
Чтобы казахстанцам отличать фейковые новости от настоящих, эксперт рекомендует пользоваться простой формулой. Именно по ней работают многие фактчекеры и специалисты по медиаграмотности.
- Анализ. На этом этапе, стоит ответить для себя на вопрос: “Это могло произойти в реальности?”
- Расследование. “Эта информация где-то ещё встречается?”, “Она встречается только в одном источнике или во многих?”, “Они вызывают доверие?”. Сайты-однодневки или Telegram-каналы стоит сразу отсеивать.
- Рефлексия. “Где появилась эта новость?”, “Этот источник можно назвать качественным?”
- Распространение. “Стоит ли этой новостью делиться?”, “Зачем?”
- Мониторинг. Стоит отследить подобные новости и задаться вопросом: “Кто и с какой целью их распространяет?”.
Это могут быть совершенно разные люди: хакеры, мошенники или организации, пытающиеся повлиять на общественное мнение. Самое главное – это рефлексия и оценка той информации, которую человек получает, и тех источников, которые ее публикуют, – подытожил Павел Банников.
Почему люди верят фейкам
Адиль Джалилов считает, что проблема дезинформации не эпизодична. Она не появилась вдруг и не может быть решена небольшим усилием. А возникла она потому, что люди всегда предпочитали додумывать и верить в мифы.
Воспринимать реальность сложно. Легче придумать или докрутить её. Тем более, если в этом ещё и помогают. Тогда миф становится интереснее и проще. Люди склонны воспринимать информацию эмоционально, не логически. А значит, и верить в дезинформацию, – считает спикер.
По словам эксперта, отечественная аудитория состоит преимущественно из ленивых потребителей информации. Именно поэтому сегодня популярны видео и картинки, нежели сложные тексты.
Всё это осложняется алгоритмами соцсетей и поисковых систем. Они формируют новостную ленту каждого пользователя, опираясь на запросы и интересы. Люди, однажды посмотревшие про плоскую землю, кремлевскую пропаганду или антиваксеров, получают такую информацию всё больше. Соответственно, начинают верить в этот бред, – подытожил Адиль Джалилов.
Стоит отметить, что проблемой интернет-фейков обеспокоены не только специалисты по медиаграмотности, но и чиновники. Так, мажилисмен Сергей Пономарев уже направил депутатский запрос премьер-министру о фейковых новостях, которые сеют панику в обществе и вводят людей в заблуждение. Мажилисмен предложил наказывать подозрительные паблики и анонимные каналы.