Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации просят вернуть их на Родину
Казахстанский блогер Мадина Ашилова рассказала об абсурдности казахских тоев и здравом смысле. Девушка поделилась своим мнением касательно проведения свадеб на портале Yvision. Она призналась, что на казахских тоях чувствует себя дискомфортно.
Начну с начала. И сразу сделаю пояснение, что речь веду не о шикарных тоях с бюджетом по 50 тысяч тенге на человека, а о весьма скромных, если не сказать бедных тоях, где обычно платят тысяч по 3-5 тысяч на персону. Поскольку я живу в ауле, чаще всего на таких мне и приходится бывать.
Каждый раз я собираюсь на празднество гораздо раньше заявленного времени. Как правило, уже в 5 готова. Не люблю опаздывать. Потом сама себе дивлюсь! Какое там опаздывать, наверняка мы придем самыми первыми и просидим до темной ночи! Исходя из этой мысли, как минимум с час задерживаю всех дома, после всё-таки чувство пунктуальности берет верх, тем более тои бывают в разных аулах, дальность которых, как правило, в часе езды от нас.
Едем. Лучше сказать - несемся. Торопимся. Вдруг, глядя на часы, появляется чувство, будто опаздываем. Написано ведь в приглашении - в 6 начало! Может быть, благодаря какому-то чуду, той начнется вовремя? Нехорошо опаздывать! Наконец приезжаем.
Паркую машину на почти пустой обочине перед рестораном. До нас приехали лишь те, кто проводят той и те, кому дома делать нечего. Молча стоим с часа два на улице. Вот с этого момента и начинается самое интересное. Вернее, мои наблюдения за людьми, их эмоциями, поведением. Делать ведь все равно нечего, а наблюдать за людьми и изучать характеры я очень люблю.
Смотрю как медленно приплывают из неоткуда гости. Некоторые пешком тащатся, волоча за собой сумки с пакетами. Некоторые на автомобиле сразу пачкой приезжают. Как только вмещаются? Машина вроде маленькая, старенькая. А оттуда человек 5 выныривают и ещё столько же детей. Взрослые наспех приводят себя в порядок, словно вот-вот стартует марафон, а потом медленно, еле двигая ногами, тянутся к ресторану. Походка такая, будто не на местный той, а по ковровой дорожке на Каннский кинофестиваль идут. Озираются по сторонам - никто случайно их не фотает, не снимает? Чтобы выглядеть наиболее эффектно? Ищут взглядом знакомые лица. Увидят - так ещё более возгордятся! Надо же - а ведь именно их прихода все ждали, той не начинали!
Девушка вот идет в красном платье и на высоких каблуках. Взгляд гордый, голову высоко старается держать. Только черная кожа, которая обгорела на солнце, выдает, что загар был сделан не в спа-салоне и не на курорте, а где-нибудь на барахолке или в огороде. Выдает платье, в котором она путается с непривычки, её горбатая походка и туфли на высоком каблуке, из-за которых она то и дело спотыкается. Раз в год одевать туфли - простая ли задача?! Так и хочется сказать - плюнь ты на это общественное мнение! Под ноги лучше смотри. Падать ведь не только неприятно, но и опасно.
Тянется вереница бабушек. Те быстро находят меж собой язык. Завсегдатаи тоев, поминок и прочих мероприятий. Они в лицо уже друг друга знают. И именно они и занимают все места в скромном фойе на сальных грязных диванах, обитых дешевой материей, которое то и дело скатываются. Как правило, бабушки лучше всех наряжаются: платок на голове и скромное длинное платье с традиционным казахским камзолом априори внушает к ним уважение и доверие. Только цветные носки из-под мокасин портят слегка вид. И разговор, если к нему прислушаться. Издали кажется, что эти почтенные женщины говорят о высокой добродетели, благородности и лучших нравственных ценностях. Так они друг друга внимательно слушают и высоко оценивают мнение каждой. Раньше лично я так думала. Но если подойти поближе и прислушаться... предметы их разговора совершенно земные: как поживает та, которая в прошлый раз такое сказала и сделала; которая дешевый платок подарила; которая весь тойбастар себе присвоила; которая два часа тост из себя выдавливала; у которой муж пьяница, а дети и внуки бездари - в общем, как она вообще может жить после всего, что о ней говорят. И как славно, что наши дети не такие, внуки растут, а мужья никогда нигде ни с кем не гуляли, не пили и вообще всю жизнь (до сегодняшнего дня) вели целомудренный образ жизни.
Бабушки, хоть и возмущаются позднему начинанию тоя, но нисколько от этого не страдают. Они полностью погружаются в болтовню, а ворчат - скорее так, чтобы сменить обстановку и разнообразить слегка разговор.
Мужчины обычно остаются на улице. Там к сумеркам уже целая армия собирается - больше всех любителей покурить. Одеты они прилично, многие в костюмах с белыми рубашками. Только неудобно им в этой одежде: потеют быстро, дешевые костюмы не пропускают воздух и вообще не предназначены для часового стояния посреди жары. Мужики то и дело трут лоб влажным платком, а после пытаются им размахивать, имитируя свежий ветерок. К мужской компании я вообще не присоединяюсь, да и зачем мне? Но с виду кажется, будто каждый рассказывает о личной истории успеха. Да такой истории, которая затмит хедлайнеров Форбса. Но только жалкий их вид, и еще больше жалкий вид их авто выдают, что это скорее грезы, нежели реальность.
Вот подбегают к ним ребятишки - выманить деньги, пока папа добрый, и тот с нескрываемым удовольствием, гордо у всех на виду раскрывает портмоне и достает тенге 500. Дети в восторге - для них он сегодня герой! Да и вообще - он герой вечера! Не то сейчас устроит!
Последними прикатывают барышни. Если келин-той, то эти барышни прикатывают на лимузине вместе с молодоженами. Если простой той, то просто внезапно появляются из неоткуда. Весь их вид словно говорит: я не знаю меры ни в чем! Я вылила на себя весь флакон французско-подпольных духов, ещё весь лак для волос, все тени, пудру и помаду, платье сшила с миллионом блесток, и ем я тоже, не зная меры! Всегда поражаюсь, как на таких барышнях под конец вечера платья по швам не расходятся?
После 8 прикатывает и главный виновник торжества - тамада со своей дружной командой. Девушки занимают все туалеты, а мужчины орудуют прямо посреди фойе - переодеваются на виду у гостей, да ещё в такой спешке, ничуть не глумясь браниться и высказываться обо всем, что они думают о предстоящем тое.
Наконец, к 8.30 той начинается. Тамада приглашает всех к столу. А зачем, всегда думаю я? Люди уже давно уселись и без всякого приглашения. Бывают столы, на которых уже и еды-то нет. Первые полчаса тамада, после отведения официальной части, обычно помалкивает. Дает людям вволю наесться. Удивительно наблюдать за этим процессом. Праздник обжорства! С удовольствием и наспех пожирают содержимое столов и мужчины, и женщины, и бабушки и дети... и те, которые целыми днями проповедуют о похудении и о том, чтобы после 6 не есть, и те, которые несколько часов до тоя сомневались в свежести продуктов. Понимаю последних. Лично у меня аппетит такие столы не вызывают. Вялые помидоры, засохшие огурцы, страшно представить, что там кроется под майонезом в салатах? Я обычно пью воду и ем то, что не может быть испорчено - немного горячего и баурсаков. Как-то я заглянула на кухню одного из ресторанов - аппетит так вообще пропал!
Надо отдать должное женщинам, и молодым, и престарелым, несмотря на сильный голод (а именно такими все прикатывают на той), они стараются есть "красиво", то есть обжираться по чуть-чуть и время от времени смотреть по сторонам. Это тоже своего рода пища - пища для завтрашних сплетен и пересудов: кто как пришел на той, кто как ест, кто руками мясо разбирал, кто последнюю самсу уялмай сожрал, у кого какая сумка (кто больше унесет?) и прочее. Такую пищу они будут собирать весь вечер и полночи, чтобы с лихвой хватило до следующего тоя. А пока они пресыщают желудки и радуются первым плодам.
Мужчины же пресытившись налегают на спиртное. Отпочковываются от жен и собираются где-нибудь в кучку. Крут тот, кто наливает и громче всех говорит. Дети беспорядочно бегают под ногами, валяются на полу, срывают шарики и цветы, и этими же руками время от времени подбегают к столам за конфеткой, баурсаком или соком...
Тои я всегда делю: до и после. Каков кульминационный момент? А что бы вы подумали? Для меня, совершенно не пьющей и всегда трезвой, тои делятся до того момента, когда все искусственно напускают на себя вид уважаемых членов общества, пытаются выглядеть и вести себя на класс, а то и два выше, чем есть, гордые и высокомерные представители Homo Sapiens...до того момента, когда теряются последние проблески человеческой расы, и люди стрелой падают со своего искусственно созданного высокого положения в самую низменную животную стадию. Разница колоссальная! Уже толком никто не слышит и не разбирает, что там тамада говорит. Никто естественно не слушает и этих нудных бесконечных тостов. Все поглощены желанием развлекаться. Кто за выпивкой, кто в танцах. Праздник человеческого тщеславия постепенно перерастает в праздник животных инстинктов... я понимаю - пора сваливать!
Благо, организаторы тоя тоже смекают и спешно выносят тойбастар. Позориться никому не хочется, а бабки без своего куска положенного им тойбастара никуда не сдвинутся. Пусть на часах уже 2 ночи будут, они же должны компенсировать те 2 или 5 тысяч тенге, что притащили! И пусть содержимое этих тойбастаров тянет всего на 100-200 тенге за штуку, такой резни и драки я больше нигде не видела... Праздник животных инстинктов перерастает в праздник человеческой алчности! И главные действующие лица - бабушки. Хотя и молодежь сейчас тоже не отстает. Делят все с неописуемым рвением. Мне обычно достается последней - выбирают то, что никому не надо и поскольку стыдно что-нибудь не дать, отдают мне. Ещё раз взглянут - точно бесполезная вещица? И убедившись, с облегчением от меня отворачиваются. Далее начинается дележка стола. Несут маленькие пакеты. Но старожилы тоев этим не ограничиваются. Толкают и забивают до отвала свои сумки. И как у них только сумки не рвутся? Удивляюсь еще и тому - зачем им салаты? Которые уже здесь явно не свежие? Кто это есть будет? Но видно надо... и толкают. Беру пару конфет детям и яблоко. Вкупе с маленьким дешевым презентом вполне достаточно. От изобилия нашего стола не остается и следа... пусто намертво. Только пустые бутылки, грязные салфетки и пролитый сок - все, что составляет память о недавнем торжестве.
Знаю, что если вовремя не увезти родных, дело может плохо закончиться. Поэтому тороплю, толкаю всех в машину и увожу. Люблю ехать посреди ночи, когда на дороге - ни души! Вдалеке видны огоньки далекого города, а в небе звезды. И ничто не мешает ими любоваться. Так заканчивается моя история тоев.
Вы думаете я хочу поглумиться над казахами? Высмеять их? Нет. Совсем нет. Как бы то ни было, я люблю свой народ. Нас всего 11 миллионов в Казахстане. Все приходимся друг другу родственниками, знакомыми. У меня во всех регионах Казахстана есть родня.
Напротив. Мне бы совсем не хотелось, чтобы наш народ проводил свои дни в пустых празднованиях. Предавался лени, алчности, зависти, гневу, тщеславию, обжорству, ведь всё это самые настоящие - смертные грехи. А больше бы учился, работал, ставил цели и достигал их. Больше пользы было бы. Зачем искусственно создавать то, чего нет? Зачем делать вид, будто ты богат, успешен, пресыщаться разговорами, успокаиваться ими и в остальное время - вести жалкое существование? К сожалению, наши традиции только помогают в этом - столько тоев и поводов для тоя, наверное, ни у одного народа больше на планете нет.
Лично я сделала для себя вывод - буду делать празднество, буду проводить его очень бюджетно. Вспоминаю детские годы, когда гуляли на свадьбах в палатках на улице, без всяких звезд и лимузинов. И ничего-так. Весело было.
Уверена - лучше вкладывать в себя и детей, и знания превратить в капитал. Это единственный путь к лучшему будущему.