Памятник коррупции: как в Астане проходит стройка LRT

Жители Астаны в последнее время заметили некое “оживление” стройки на местах многострадальной линии легкорельсового транспорта (LRT). Корреспондент ZTB News прошелся по местам, которые в народе уже называют “памятниками коррупции”.

photo_5409090591951807740_y
Мы оценили ситуацию на Левом берегу, где с 24 апреля по 30 ноября на участке от улицы Акмешит до улицы Туркестан полностью ограничили движение по улице Сыганак. Это вызвало массовое недовольство местных жителей, ведь этот участок являлся одним из самых “живых”в городе.

photo_5409090591951807742_y
 

Что же, в глаза в первую очередь бросается действительно активный процесс стройки. Рабочие во всю пытаются восстановить линии, погрязшие в коррупционном прошлом. Разговоров на русском или на казахском языке услышать невозможно - подрядчики и рабочие говорят на китайском языке. 

Еще в 2023 году стало известно, что генеральным подрядчиком LRT является китайская компания China Railway Asia-Europe Construction Investment. 

Представители City Transportation Systems (CTS) рассказали ZTB News, что общая сумма договора составляет 1,8 млрд долларов. Из них подрядчик за счет выполненных работ освоил сумму порядка 410 млн долларов. 

Еще один момент, который бросился в глаза - некая секретность на местах стройки. Когда корреспондент ZTB News пытался осуществить фото и видеосъемку проходящего ремонта, в ответ можно было получить просьбу не снимать. Строители закрывали металлические двери, но прямого приказа покинуть место не было.

В CTS добавили, что по итогам 2024 года планируется завершение строительства всей эстакадной части, а также основных железобетонных конструкций станций, также в этом году должны начаться работы по укладке рельсов. 

В настоящее время развернуты полномасштабные работы по строительству линии поточным методом на всем протяжении маршрута. С начала реализации LRT удалось отстроить 99% буронабивных свай, на 97% завершены ростверки, опоры - на 93%. Монтаж сборных балок завершили на 65%, заливку монолитных балок на 37%, а железобетонные конструкции станций - на 33%. Почти полностью (на 90% - ред.) достроили арочный мост через реку Ишим, - рассказал Нуржан Беков, управляющий директор CTS.

По проекту еще необходимо завершение работ по верхнему строению пути, включая укладки рельсов, настройки систем сигнализации и связи, внутренняя и внешняя отделка станций и строительство депо с поставкой составов. Сроки завершения данных работ в CTS не назвали - их определят после уточнения финансирования. 

В апреле 2024 года управляющий директор ТОО CTS Орынбасар Агбаев заверил, что полностью проект LRT будет введен в опытную эксплуатацию в 2026 году. 

Основная идея LRT - сделать привлекательным общественный транспорт, оставив автомобили. Один состав ЛРТ может заменить 300-400 авто, это благотворно скажется на экологической обстановке в Астане. В будущем ожидается развитие пригородных направлений, - сказал тогда Агбаев. 

Напомним, реализация LRT в столице началась еще в далеком 2011 году - астанчане ждут завершение строительства уже 13-ый год. Тогда акимом Астаны был Имангали Тасмагамбетов. После него градоначальниками города были: Асет Исекешев, Бахыт Султанов, Алтай Кульгинов и действующий аким Женис Касымбек.

В 2023 году президент Касым-Жомарт Токаев отмечал, что сам проект был "ошибочным". Но сейчас, по словам главы государства, "нет другого выбора", кроме как завершить его строительство.

Другие новости