Они иллюстрировали работу волонтеров Biz Birgemiz Qazaqstan
Жители Астаны в последнее время заметили некое “оживление” стройки на местах многострадальной линии легкорельсового транспорта (LRT). Корреспондент ZTB News прошелся по местам, которые в народе уже называют “памятниками коррупции”.
Мы оценили ситуацию на Левом берегу, где с 24 апреля по 30 ноября полностью перекрыто движение по улице Сыганак на участке от ул. Акмешит до ул. Туркестан. Это вызвало массовое недовольство местных жителей, поскольку этот участок являлся одним из самых оживлённых в городе.
В первую очередь в глаза бросается действительно активный процесс стройки.
Рабочие во всю пытаются восстановить линии, погрязшие в коррупционном прошлом.
Разговоров на русском или казахском услышать невозможно. Подрядчики и рабочие говорят на китайском языке.
Ещё один момент, который привлёк внимание, — некоторая секретность на строительной площадке.
Когда корреспондент ZTB News пытался сделать фото- и видеосъёмку текущего ремонта, его попросили не снимать.
Строители закрывали металлические двери, но прямого приказа покинуть место не было.
Еще в 2023 году стало известно, что генеральным подрядчиком LRT является китайская компания China Railway Asia-Europe Construction Investment.
Как рассказали корреспонденту ZTB News в City Transportation Systems (CTS) общая сумма договора составляет 1,8 млрд долларов. Из этой суммы за счёт выполненных работ подрядчик уже освоил около 410 млн долларов.
Завершение строительства всей эстакадной части и основных железобетонных конструкций станций планируется в конце 2024 года. Также в этом году должны начаться работы по укладке рельсов.
В настоящее время развернуты полномасштабные работы по строительству линии поточным методом на всем протяжении маршрута. С начала реализации LRT удалось отстроить 99% буронабивных свай, на 97% завершены ростверки, опоры - на 93%. Монтаж сборных балок завершили на 65%, заливку монолитных балок на 37%, а железобетонные конструкции станций - на 33%. Почти полностью (на 90% - ред.) достроили арочный мост через реку Ишим, - рассказал Нуржан Беков, управляющий директор CTS.
По его словам, проект предусматривает завершение работ по верхнему строению пути: укладку рельсов, настройку систем сигнализации и связи, внутреннюю и внешнюю отделку станций и строительство депо для поставки составов. Сроки завершения данных работ в CTS не назвали - их определят после уточнения финансирования.
В апреле 2024 года управляющий директор ТОО CTS Орынбасар Агбаев заверил, что полностью проект LRT будет введен в опытную эксплуатацию в 2026 году.
Основная идея LRT - сделать привлекательным общественный транспорт, оставив автомобили. Один состав ЛРТ может заменить 300-400 авто. Это благотворно скажется на экологической обстановке в Астане. В будущем ожидается развитие пригородных направлений, - сказал тогда Агбаев.
Напомним, строительство легкорельсового транспорта (LRT) в столице началось в 2011 году. Жители Астаны ждут его завершения уже 13 лет. В то время градоначальником был Имангали Тасмагамбетов. После него город возглавляли Асет Исекешев, Бахыт Султанов, Алтай Кульгинов и нынешний аким Женис Касымбек.
В 2023 году президент Касым-Жомарт Токаев отмечал, что сам проект был “ошибочным”. Но сейчас, по словам главы государства, “нет другого выбора”, кроме как завершить его строительство.