Сегодня ночью дом семьи Полат подожгли
В Алматы прошла конференция объединения "Тенгри Эль". Его участники являются приверженцами тенгрианства и добиваются того, чтобы официально зарегистрировать его в качестве одной из религий.
На конференции спикеры уделяли большое внимание историческому возникновению тенгрианства, в каких регионах оно исповедовалось и исповедуется по сей день, а также об основных его устоях.
Так, один из спикеров Алан Бондарев рассказал о базовых праздниках, традициях, заповедях и грехах в тенгрианстве.
Мы придерживаемся тех же заповедей, коих держались и предки казахов. Так например, в древности тюрки давали клятву верности своему делу, своим идеалам и предкам. Допустим, кузнец, заступая на свою работу давал клятву, что обеспечит своих соплеменников лучшими изделиями или воин клялся, что будет до последнего защищать их и т.п. Одним из самых страшных грехов было предательство. В особенности предательство своих предков. Не зря, даже сейчас, многие казахи продолжают печь лепешки. Это тоже традиция того времени, чтобы предки могли насытиться их запахом, – рассказал Алан Бондарев.
Как рассказал другой представитель учения Ерлан Еспенбетов, сейчас многие тенгрианцы не показывают в открытую свое вероисповедание, от чего кажется, что их не так много. Однако, их число может достигать и десятков тысяч.
По словам эксперта, сейчас в организации "Тенгри Эль" состоит более сотни человек и это только по Алматы. Объединение планирует открыть свой официальный центр, в котором будут ученые, историки и археологи. Более того, как отметил Еспенбетов, по всей стране уже раскиданы различные места поклонения Тенгри, поэтому и вопрос с постройкой храмов уже можно считать частично закрытым.
Многие боятся осуждения. Сейчас в Казахстане религиозный вопрос стаоовится с каждым годом острее. Возьмем мунитов, они появились в 40-х годах и сразу узаконили свое движение в Казахстане. То же самое мормоны, кришнаиты и т.д. И все они действуют в соответствии с законами Казахстана. Так же и мы, будем соблюдать закон. Мы не хотим, чтобы тенгрианство воспринималось, как стереотип про шаманов с бубнами и в шкурах зверей, - рассказал спикер.
В пример Еспенбетов приводит то, как легализуются частные предприятия. Аналогично, и для его исправной деятельности требуются разрешения, лицензии и т.д.
При этом, исходя из аргументов и тезисов спикеров, складывается впечатление, что тенгрианство не столько религия, сколько философское учение. Но зачем его тогда легализовывать в качестве религиозного течения.
Тенгрианец Руслан Нурханов пояснил, что не совсем корректно называть тенгрианство философским течением, но и слово "религия" здесь играет больше формальную роль.
Да, тут философия – это база. Но мы же соблюдаем и обрядовую часть, а так же в нашем учении есть понятие – Бог. А получается так, что эти три элемента подразумевают под собой то самое словосочетание, которые нам приходится использовать – официальная религия, – объяснил Нурханов.
По его словам, именно поэтому приходится юридически регистрировать тенгрианство, как религию. В соответствии с нормами правовой базы мы выдвигаем такую форму самоорганизации.
Если бы под формой "философское учение" можно было проводить большие собрания, мероприятия, проповедовать, распространять, то мы бы зарегистрировались под другой юридической формой. Но так как правовая база такая, какая есть, мы действуем в таких рамках. Всё по закону, – подытожил Руслан Нурханов.
Ранее в Казнете появилась петиция о том, чтобы признать тенгрианство в качестве официальной религии. На данный момент она собрала почти тысячу подписей.