24-летняя казахстанка отправилась в Камбоджу на заработки, но вместо высокооплачиваемой работы оказалась в плену у жестоких работодателей. Они забрали её паспорт, ограничили передвижение и применяли насилие.
Все началось с жалобы Жулдыз Идрисовой в Департамент торговли и защиты прав потребителей по области Жетісу (ДТЗПП).
Она заплатила за курсы, но вместо обещанного обучения получила всего несколько занятий, после чего коуч прекратил занятия, ссылаясь на «обстоятельства». Другие слушатели столкнулись с тем же. Департамент начал проверку и выявил еще восемь пострадавших.
Оказалось, что коуч не заключал официальные договоры и не выдавал чеки, нарушая налоговое законодательство. Люди платили за месячные курсы, но получали только 3–4 занятия. Некоторые даже брали кредиты, надеясь окупить их за счет тендеров.
«Сотрудники Департамента помогли пострадавшим составить досудебную претензию. По закону ответ должен был поступить в течение 10 дней, но предприниматель проигнорировала обращение. После этого началась внеплановая проверка», – сообщил глава ДТЗПП Айдос Дауешев.
В ходе разбирательства число потерпевших увеличилось до 18 человек, а сумма ущерба достигла 6 593 000 тенге. Пострадавшие были не только из Жетісу, но и из Алматинской, Костанайской областей и Астаны. Департамент подал иск в суд Талдыкоргана.
Во время разбирательства коуч частично вернул деньги: трем слушателям по 850 000 тенге, еще двум – по 450 000 тенге. Однако суд постановил компенсировать ущерб полностью.
По данным Комитета по защите прав потребителей МТИ РК, только в 2024 году на образовательные услуги поступило 877 жалоб. Чаще всего люди недовольны низким уровнем преподавания, отказом вернуть деньги и некачественными курсами.