Посольство работает в штатном режиме
Крупнейший оператор магистральной железнодорожной сети компания “Казахстан темир жолы” находится в “красной” зоне кредитного риска и не способна оплачивать свои обязательства. Об этом на заседании мажилиса сообщил Алихан Смаилов, председатель Высшей аудиторской палаты РК, передает ZTB News.
Ее долг на начало 2024 года составлял 2,9 трлн тенге и продолжает расти. 45% или 1,3 трлн тенге, из общего долга направлено на рефинансирование ранее принятых долговых обязательств. Необходимо провести оптимизацию затрат группы компаний КТЖ с определением конкретных сроков по оздоровлению финансового и технического состояния, - сказал Алихан Смаилов.
По его словам, существующие методы корпоративного управления и стратегия развития АО “Самрук-Қазына” не способны предотвратить кризис национальной железнодорожной компании страны.
Некогда самодостаточная компания по причине неэффективного и консервативного менеджмента, непродуманного разгосударствления, находится на грани выживания. Дальнейшее ухудшение состояния активов, наращивание долгов и невозможность их обслуживания без кардинальных изменений в управлении приведут к дефолту КТЖ, - уверен он.
Председатель ВАП обратил внимание депутатов на то, что все высокодоходные железнодорожные услуги были переданы частным компаниям. Созданные условия для излишних посредников вокруг КТЖ привели к завышению стоимости приобретаемых товаров и услуг более чем на 80 млрд тенге.
С 2018 года пилотный проект по доступу частных перевозчиков к магистральной железнодорожной сети не дал ожидаемых результатов и привел к значительному снижению доходов КТЖ. Частные грузоперевозчики получили наиболее прибыльные маршруты, такие как перевозка нефти и нефтепродуктов, а также маршруты на электрифицированных участках с полной загрузкой состава, - считает Алихан Смаилов.
Он также отметил, что тарифы частных железнодорожных перевозчиков грузов завышены. В некоторых случаях они могут быть выше на 32%. Это происходит из-за включения затрат, которые на самом деле не производятся. А это существенно влияет на стоимость перевозки товаров для конечного потребителя.