Популярный казахстанский фотограф Карла Нур возмутилась дороговизной и неэффективностью программы для похудения солиста “All Давай”
Казахстанцы в составе команды xGOD одержали победу на «Играх будущего» в Казани. Это первый международный мультиспортивный турнир, который проходил в столице Татарстана с 21-го февраля по 3-е марта. Более 2 тысяч участников из 107 стран мира. Соревнования проходили в концепции «фиджитал», сочетающей классический и цифровой спорт. О проблемах казахстанского киберспорта, себе и своей карьере в эксклюзивном интервью корреспонденту ZTB NEWS рассказал один из участников команды xGOD – Айдос Хайыржанов.
- Айдос, поздравляем вашу команду с победой! Расскажите, как долго вы занимаетесь киберспортом? Что побудило развиваться в этой сфере?
- Строить карьеру киберспортсмена я начал около 7 лет назад. С самого детства любил играть в компьютерные игры, изучал киберспорт и решил заниматься этим профессионально. Ведь лучшая работа - это твое хобби.
- Как к вашему выбору отнеслись близкие?
- Изначально родители были против. Они не воспринимали всерьез мое решение, и это было ожидаемо. Старшему поколению сложно представить, как можно зарабатывать, играя в компьютерные игры. Со временем, когда я начал показывать результаты и получать реальные деньги на своем хобби, они доверились мне и стали полностью поддерживать.
- Сколько времени у вас уходит на тренировки? Как вы совмещаете работу и личную жизнь?
- Каждый день на тренировки я трачу в среднем по 10 часов. Совмещать с личной жизнью сложно, потому что я часто нахожусь за границей. Но ничего, таков путь, благо родители, девушка и друзья понимают и поддерживают.
- Как вы справляетесь с поражениями?
- При проигрышах сильно расстраиваюсь и переживаю. Всегда кажется, что мог сделать больше, но не сделал. В то же время поражения мотивируют и дают понять, что имеющихся навыков не хватает. Это ощущение побуждает развиваться дальше, становиться лучше.
- Расскажите, как вы готовились к соревнованиям? Какую роль в киберспорте играет командная работа?
- Подготовка к соревнованиям делится на командную и индивидуальную. В первой оттачивается построение плана и общей стратегии. Мы детально обсуждаем, как будем сражаться с соперниками. В индивидуальной подготовке больше акцентируется внимание на улучшение профессиональных навыков конкретного игрока.
Командная работа очень важна. Все игроки должны стать единым механизмом, который движется к одной цели. Без этого ничего не получится. Главное – это дисциплина. Она помогает людям достигать своих целей и формирует полезные привычки: улучшает производительность, способствует эффективному управлению временем и ресурсами.
- Айдос, можете озвучить сумму выигрыша и как планируете его потратить?
- Мы с командой выиграли 175 тыс. долларов. Эту сумму разделим поровну между всеми участниками. Я планирую откладывать эти деньги.
- Деньгами поощряют на всех киберспортивных соревнованиях?
- Призовой фонд есть всегда. Это могут быть денежные призы или слоты на турнир. Слот – это своего рода «золотой билет» или «путевка» на следующий турнир. Он позволяет игрокам не проходить квалификационную часть соревнования, где отсеивают слабо сыгравшие команды. То есть можно сразу принимать участие в основной части турнира.
- Дорого ли сегодня быть киберспортсменом? Сколько стоит ваше оборудование?
- Очень дорого, если нет спонсора. Например, только на покупку компьютера я потратил около 500 тыс. тенге. Апгрейды ПК и девайсов нужны не так часто, но и они требуют определенных расходов.
- Какое будущее у казахстанского киберспорта, вы видите?
- Будущее станет более перспективным, если будет оказываться помощь отечественным игрокам. Игроков много, а спонсоров мало. Нужны хорошие тренеры, оборудование, все это требует денег. Молодые, только начинающие карьеру ребята, не могут проявить себя на должном уровне.
Кроме того, им сложно соревноваться из-за разницы в пинге (задержка в игре - прим. ред.). Он зависит от твоего местоположения. Чем ближе ты к серверу, тем меньше пинг. Серверы преимущественно находятся в Европе. В Казахстане пинг составляет 100 миллисекунд, в Европе - от 0 до 20.
Может показаться, что в этом нет ничего страшного, но в играх важна каждая миллисекунда. Игроки, которые находятся в европейских регионах, буквально на 1-2 секунды могут раньше тебя увидеть, убить и ты проиграл.
- Как вы думаете, где будут проходить следующие «Игры будущего»?
- Победителями и призерами первых «Игр будущего» стали 236 спортсменов из России, Китая, Индии, Казахстана, Белоруссии, Испании, Южной Кореи, Филиппин, Уругвая, Эквадора, Аргентины и Колумбии. Более девяти государств заявили о желании провести турнир в своей стране. Но я думаю, что следующие игры будут проходить именно в Казахстане. Хотя это и потребует больших инвестиций.
- Какие планы на будущее?
- Ближайшая масштабная цель нашей команды - выиграть major. Это киберспортивное соревнования по игре «Counter-Strike», спонсируемое создателем игры - компанией Valve.