Новая вспышка коронавируса в китайской столице связана с крупнейшим оптовым рынком "Синьфади". Китайские сторонники конспирологии в социальных сетях связывают новую вспышку опасного вируса с происками Билла Гейтса, масонов или поставщиками замороженного лосося из Норвегии.




В китайском интернет-пространстве широко распространяются теории заговора, пытающиеся объяснить новую вспышку коронавируса в Пекине, пишет Financial Times. Издание отмечает, что обычно власти тщательно следят за социальными сетями и быстро удаляют сообщения, которые невыгодно представляют Пекин. Однако теории заговора, возникшие после вспышки коронавируса в Пекине, никуда не делись и более того: они вышли за пределы интернета и начали влиять на реальную жизнь.


Пример этого - бойкот лосося из-за новой вспышки коронавируса. С 12 по 19 июня в Пекине выявили 183 новых заболевших. Вспышку связали с крупным продуктовым рынком Синьфади: его администрация сообщила, что коронавирус был обнаружен на разделочной доске для разделки импортного лосося. Государственная газета "Хуаньцю шибао" (Global Times) написала, что вирус мог быть привезен в Пекин из-за рубежа. После этого норвежский лосось исчез из магазинов и ресторанов, а производители сообщили, что Китай приостановил закупки лосося в Европе.



Позднее чиновники Китайского центра по контролю и профилактике заболеваний заявили, что следов коронавируса на лососе за пределами рынка Синьфади обнаружено не было, но было уже поздно: пользователи китайских соцсетей подхватили идею о том, что вирус был экспортирован из Норвегии вместе с замороженным лососем, пишет FT. Также они начали рассуждать о том, что очаг заражения коронавирусом в Ухане в декабре 2019 года также может быть связан с импортными продуктами.


"Если коронавирус обнаружен на лососе, значит и первый случай в Ухани был вызван не мясом диких животных, а импортными морепродуктами? Кто первым обвинил китайцев в том, что они едят мясо диких животных?" - цитирует издание запись пользователя Mydad в китайской соцсети Weibo.


В последнее время распространение теорий заговора в китайских социальных сетях усиливается, отмечает доцент Центра изучения журналистики и медиа Университета Гонконга Кинг-ва Фу.


"Коронавирус это беспрецедентное явление и подобный тип информации имеет тенденцию распространяться во времена неопределенности и не только в Китае, но и во всем мире", - сказал он.



Большая часть слухов, распространяемых в китайских социальных сетях, носит националистический тон и иногда перекликается с теориями заговора, распространяемыми правыми активистами в США, отмечает FT. К примеру, в одном из постов в Weibo, позднее удаленном, утверждалось, что утечка коронавируса из китайской лаборатории могла произойти при поддержке основателя Microsoft и американского миллиардера Билла Гейтса. Другой пользователь Weibo с ником Chouniuba попытался связать с коронавирусом еще одного американского миллиардера Джорджа Сороса.


"Билла Гейтса до смерти критикуют за коронавирус. Почему же никто не подозревает Сороса?" - написал он.


Ряд пользователей соцсети Weibo объясняют распространение коронавируса происками масонов.


"И вспышка в Ухане, и вспышка в Пекине начались на продовольственных рынках. Их инициатор воспользовался этими людными местами и свойственным на них расслабленным мышлением. Эти ужасные американские масоны полны решимости уничтожить китайцев", - отметил у себя в аккаунте один из китайских пользователей.



Подобные теории заговора поддерживают утверждения официального Пекина о том, что вирус, возможно, возник за пределами Китая, и помогают противодействовать утверждениям президента США Дональда Трампа, назвавшего COVID-19 "китайским вирусом", пишет Financial Times.


В начале противостояния Пекина и Вашингтона по этому вопросу официальный представитель МИД Китая Чжао Лицзянь в твиттере выдвинул теорию о том, что вирус мог быть преднамеренно завезен в Ухань американскими военными. Это привело к бурным дискуссиям в соцсетях о происхождении вируса. По мнению Ванессы Молтер и Грэма Вебстера из Стэнфордского университета, твиты представителя МИДа показывают, как меняющаяся пропагандистская тактика Китая взаимодействует с искаженными новостными сообщениями, теорией заговора в соцсетях и существующей напряженностью в отношениях США и Китая.


"Все это приводит к громкой дезинформации о кризисе в области общественного здравоохранения", - отметили исследователи.


Источник: forbes.ru

Другие новости