Министр транспорта «не продал» журналистам идею платности дорог


Чиновники столкнулись с острыми вопросами журналистов — тема дорог в Казахстане традиционно вызывает бурные дискуссии, передает ZTB NEWS.

Где деньги?

Один из первых вопросов касался арестов бывшего руководителя «КазАвтоЖол» и глав филиалов компании, которым дали реальные сроки — от 7 до 8 лет. Журналисты поинтересовались, удалось ли вернуть похищенные деньги? Прямого и конкретного ответа глава компании не дал.

«Сейчас проводится внутренний аудит. Ущерб будет обжалован», — лаконично ответил Дархан Иманашев.

Другой немаловажной темой стали паводки, которые в прошлом году серьезно ударили по дорожной инфраструктуре страны, когда затопленными оказались 178 участков. 

По словам главы «КазАвтоЖол», основная проблема — старые дороги, построенные 30 лет назад без учета современных климатических изменений. В прошлом году установили 3397 пропускных труб, чтобы улучшить водоотведение. Запасы мешкотары с песком, по заверению чиновников, есть на 70%. 

«Казахстанцы не купили идею платных дорог» 

У главы Минтранспорта в свою очередь поинтересовались, почему граждане должны платить за дороги, если в отрасли регулярно всплывают коррупционные скандалы. Марат Карабаев не согласился с тем, что ситуация настолько плоха, и заявил, что 3–4 года назад все было еще хуже.

«Были справедливые замечания, но последние года два, особенно прошлый год, экономический блок правительства поддержал, дороги значительно их состояние и качество улучшилось. Мы завершили проекты-долгострои: «Астана-Алматы», «Талдыкорган-Усть-Каменогорск», «Актобе-Атырау-Астрахань» завершили. Мы начали масштабную программу по среднему ремонту. Охватили участки дорог которые более 50 лет не ремонтировались. Если мы хотим, чтобы эта ситуация не повторилась, то возникает необходимость своевременного и качественного содержания автодорог», — ответил Марат Карабаев. 

Министр также опроверг слухи о четырехкратном подорожании проезда по платным трассам. 

«Мы постепенно увеличиваем стоимость, где-то на 30%, где-то на 40%, но местных жителей это не коснется. Абонентская плата останется на прежнем уровне — около 3,5 тыс. тенге в год. А вот транзитные перевозчики и зарубежные водители заплатят больше», — сказал Карабаев. 

Министр также заявил, что при введении платы на республиканский бюджет не будет оказываться давление, так как дороги будут самоокупаемыми. По словам Карабаева, основную нагрузку почувствуют водители транзитных автомобилей. А для казахстанцев, живущих близ платных дорог, тариф может составить до 3,5 тысяч тенге в год.

«В Казахстане самые дешевые дороги с точки зрения платности. За рубежом они в 7, а то и в 25 раз дороже чем в Казахстане. Поэтому мы постепенно переходим на платность, чтобы своевременно и качественно содержать дороги и сохранить их на хорошем уровне», — сказал он.

В ответ министру заявили, что с такими объяснениями министр «идею платности не продал».

Марат Карабаев позже также заявил, что министерство не шло на компромисс по качеству дороги ради экономии средств. Все подрядные организации будут выполнять работы по техспецификации.

«Вы когда последний раз выезжали на трассу?»

Журналисты не могли не спросить о сервисе вдоль дорог, в частности о печально известных придорожных туалетах. 

«Мы не можем строить туалеты на каждом шагу. Но мы строим их вокруг заправок», — ответил Карабаев. 

Он добавил, что казахстанцы «просто фотографируют старые туалеты 20-30-летней давности, но во многих местах ситуация уже улучшилась». Правда, судя по соцсетям, путешественники пока не спешат подтверждать эти слова. 

Строительство трасс: что с ключевыми проектами? 

Улытау – Кызылорда: 145 км дороги уже построено в Кызылординской области, в этом году начнутся работы в Улытауском регионе. Завершение проекта запланировано на 2027 год. 

  • Караганда – Алматы: трасса готова, но станет платной. 
  • Курты – Кунаев: проект близится к завершению, платный проезд введут в следующем году. 
  • Кызылорда – Аральск: трасса тоже станет платной, но только для коммерческого транспорта. 
Другие новости