В деле фигурирует вымогательство денежных средств
Известный казахстанский политик и общественный деятель Мурат Абенов поделился в сети анекдотом (репостнув его у CEO Aspans Ержана Кадирсизова) про президента авиакомпании Air Astana Питера Фостера, который приезжает в Алматы, заходит в кафе и заказывает чашку кофе. Она, к удивлению англичанина, стоит всего 300 тенге. Но есть момент, рассказывает ZTB News .
Он расплачивается, а бариста с гордостью добавляет:
— Мы всегда стремимся быть самой доступной кофейней в Казахстане.
Фостер довольный, протягивает руку за кофе, но бариста останавливает его:
— Ой, сэр, вы, похоже, не заказали стакан. За него доплата — 500 тенге.
Фостер вздыхает, но платит. Получив кофе, он направляется к столику, но бариста его снова останавливает:
— Простите, сэр, но за право сидеть за столиком нужно доплатить 700 тенге. Если бы вы забронировали место заранее через наш сайт, это обошлось бы всего в 300 тенге.
Фостер качает головой, но решает всё же сесть. Стул оказывается маленьким и неудобным. Бариста тут же замечает:
— Ах, извините, сэр, но за дополнительное пространство для вашего комфорта нужно доплатить ещё 1000 тенге.
Фостер, всё больше раздражаясь, решает встать за стойку и выпить кофе стоя. Но бариста снова останавливает его:
— О, сэр, стойка у нас платная — 400 тенге.
Взбешённый, Фостер кричит:
— Это просто абсурд! Я хочу поговорить с вашим менеджером!
Бариста мило улыбается и отвечает:
— Конечно, сэр, вы можете связаться с ним в четверг с 10:00 до 10:15. Звонок бесплатный, но стоимость разговора составляет 50 тенге в секунду.
— Я больше никогда сюда не вернусь! — кричит Фостер.
Бариста спокойно отвечает:
— Ну что ж, сэр, но помните: мы единственное место, где чашка кофе стоит всего 300 тенге.
Стоит отметить, что Фостера неоднократно критиковали за высокие цены на билеты, в частности особо подчеркивали лоукостер FlyArystan – здесь англичанин занимает должность генерального директора. Об ценообразовании даже говорил премьер-министр Казахстана Алихан Смаилов.
«Надо принять во внимание, что прибыль идёт не всегда. Авиационная индустрия характеризуется в целом очень низкими показателями маржинальности, но её нельзя сравнивать с нефтегазовой отраслью, например. Но даже для нас средний показатель маржи за эти годы – приблизительно 5%. Условно, если билет стоит $1000, то чистая прибыль компании – $50. Гражданская авиация в Казахстане полностью зависит от рынка и руководствуются здесь именно рыночными отношениями. Однако мы, действительно, делаем всё возможное, чтобы удерживать цены на доступном уровне. Мы сохраняем и развиваем бизнес, а для этого нужно все заработанные деньги вкладывать в компанию», - объяснял Фостер.
И при этом всегда добавлял, что он не собирается увольняться из авиакомпании.
По имеющейся информации, в 2020 году Питер Фостер получил вознаграждение в размере больше 288 млн тенге, в 2021 году эта сумма составила около 309 млн тенге, в 2022 году – свыше 394 млн тенге, а в 2023 – около 405 млн тенге. Таким образом, за четыре года Фостер суммарно получил около 1,4 млрд тенге.
Накануне авиакомпания Air Astana принудила пассажира без его согласия пересесть на другое место на борту перед вылетом. Причина - «рядом с ребенком без сопровождающего взрослого должна сидеть женщина». А также захотела снизить сумму компенсации по делу Зере - девочки, которую не пустили на борт FlyArystan.