Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации, просят вернуть их на родину
По всему миру запускают обучение «карбоновой грамотности». Речь идет о новом финансовом инструменте - карбоновые кредиты. Со стороны это всё выглядит очень безобидно, но на самом деле — это прекрасный инструмент для регулирования крупного энергетического бизнеса, считают специалисты, в том числе и в Казахстане. Как это работает? Выяснило информационное агентство ZTB.kz.
Отметим, что углеродный кредит — это реально существующий биржевой инструмент, равный одной тонне углекислого газа, которая избежала утечки в атмосферу. Он разрешает его правообладателю выбрасывать только определенный объем парниковых газов в атмосферу и получать какие-то преференции.
Его можно как заработать, за счет высадки деревьев, восстановления земли, сохранения лесов, строительства солнечных или ветряных электростанций, так и купить.
Напомним, что реализация климатических лесных проектов для получения «углеродных» единиц (по-английски часто называемых «credits») началась в период реализации Киотского протокола к климатической конвенции ООН в 2008-2012 годах.
Да, это тот самый Киотский протокол, который был создан с целью сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу Земли для противодействия глобальному потеплению. Протокол был принят в японском городе Киото 11 декабря 1997 года и вступил в силу 16 февраля 2005 года.
Возвращаясь к самому финансовому инструменту, как углеродные сертификаты, его владельцы размещают их на добровольном углеродном рынке, который создается и регулируется обязательными национальными, региональными или международными схемами по сокращению выбросов, такими как Система торговли выбросами ЕС (EU ETS) или Калифорнийская программа по снижению углеродных выбросов (California Cap-and-Trade Program).
Помимо добровольного существует и регулируемый углеродный рынок. Примером регулируемого рынка в Казахстане является Система торговли выбросами, которая была запущена в пилотном режиме в 2013 году.
Количество выбросов в 20 000 тонн диоксида углерода в год используется в качестве порогового значения, в соответствии с которым установки включаются в Национальный план распределения углеродных квот (НПР). На сегодня СТВ охватывает (квотирует) только выбросы углекислого газа. В противном случае, предприятия штрафуются.
Механизм работы регулируемого углеродного рынка очень схож с мировым подходом. Система торговли выбросами охватывает только крупные компании в таких секторах экономики как:
- электроэнергетическая;
- нефтегазовая;
- горнодобывающая;
- металлургическая;
- химическая промышленность;
- обрабатывающая промышленность в части производства цемента, извести, гипса и кирпича.
Специалисты заключают, что в Казахстане, по сути, ограничен круг субъектов квотирования. Система торговли выбросами в Казахстане распределяет углеродные квоты бесплатно, а также продает их на аукционе.
В 2009 году Парламент РК ратифицировал Киотский протокол. А в 2021 году решил невероятно увеличить штрафы за загрязнение окружающей среду.
«Для многих предприятий, к сожалению, выгоднее заплатить штраф и откупиться, чем вкладывать средства в модернизацию», - заявили в Министерстве экологии.
Здесь также вспомнили о Парижском соглашении, по которому Казахстан взял на себя международные обязательства к 2030 году снизить выбросы парниковых газов на 15%.
В ведомстве заявили, что если предприятия не перейдут на наилучшие доступные технологии, то с 2025 года ставки платы за эмиссию в окружающую среду для них вырастут и они будут увеличиваться каждые 3 года: сначала в два, потом в четыре, потом – в восемь раз.
И во здесь поясняют специалисты, у Казахстана есть очень большая вероятность остаться без собственной энергетики. Многие предприятия, работающие в этой сфере, построены еще в 1960-70-х годах. Взять в пример ТЭЦ и МАЭК. По мнению экспертов, на этих предприятиях «проще сказать, что и не требует ремонта или списания». А значит не смогут они подтянуться до необходимой планки.
Специалисты призывают выйти из Киотского протокола, иначе сама энергетика Казахстана превратится в серьезную обузу для государства. Тем более, что сам протокол, по их мнению, не имеет научного обоснования.
Стоит отметить, что некоторые страны это уже сделали. К примеру, в декабре 2012 года на Всемирной климатической конференции ООН Россия вышла из Киотского соглашения. Соединенные Штаты же с самого начала не принимали в нем участия.