Казахстанцы, отказавшиеся от эвакуации, просят вернуть их на родину
Алматинец Виталий ведет свой блог, в котором рассказывает о путешествиях в разные города нашей родины. Этим летом блогер побывал в городе с двухтысячелетней историей. Давайте посмотрим, как повлиял древний город нашей страны.
Где-то в последних числах августа 2014 года мою голову посетила мысль съездить в Астану. Тот самый случай, когда через 40 минут, в полдвенадцатого ночи в кармане лежал билет в столицу, а в 2 часа следующего дня Я уже отправился смотреть на Байтерек. Где-то в тех же числах принял решение — посещать раз в год город, в котором никогда не был ранее. В 2015 году таким городом стал Бишкек — который, волею судьбы оказался в моем райдере за последний год с десяток раз.
В 2016 году первым «новым городом» оказался Тараз — недалеко, быстро, бюджетно. Традиционно, решение о поездке было принято 25 августа, 26 вечером мы уже направлялись в древнейший город Казахстана. Это в пятницу, после рабочей недели, ага. Для поездки в общем было выделено 4 суток, из которых сутки выделялись под дорогу туда-обратно, 1 сутки для осмотра Тараза.
Дорога до Тараза, маршрут из Алматы
До Тараза можно доехать автобусом от автостанции Сайран — последний автобус на Тараз (на который и был взят билет) отходит в 23:37, ежедневно. Билет стоит 2300 тенге, приобретается тут же, в кассе. Судя по всему, основной контингент покупает билеты за короткое время перед посадкой — мы купили билеты в 8 вечера, в этот момент почти все места были свободны, когда автобус отъезжал — свободных мест не было. Автобус идет до автостанции в Таразе около 6 с половиной часов, выехав на последнем рейсе — будете в городе в 6 утра.
Описывать ночную дорогу на автобусе — дело пустое. Даже посмотреть не на что. Ну разве что на такие пейзажи, что явились взору во время единственной остановки.
Дорога, кстати говоря, хорошая. Бетонка-с.
Следующая фотография была сделана ровно в 06:00 утра. Ровно за 10 минут до того, как мы вышли на автовокзале. Было холодно, тихо и пусто.
Место, где находится автовокзал, для меня сразу же стало «нижней частью города», а находится он на проспекте Жамбыла — крупнейшей улицей, которая охватывает 180 градусов города, начинаясь от трассы на Алматы и заканчиваясь в центре Тараза. С этого места и начнется мой фотообзор города.
В 6 часов на ногах — это уже выдающееся событие в моей жизни, начинающейся в районе восьми утра. В субботу, шесть утра, да еще и в другом городе — это вообще нечто. Встретил нас Тараз строениями Советской эпохи и индустриальными пейзажами. Так выглядит Таразский автовокзал с одноименным названием. В это время суток он еще закрыт, так что посмотреть, что внутри и «сходить по-маленькому» не удалось.
Так выглядит внутренняя сторона автовокзала, откуда уходят маршрутки и автобусы. Уборные здесь называются «Әжетхана», дико режет слух после алматинского «даретхана». Ономастика в Таразе в принципе имеет различия с принятыми в Алматы понятиями, например, микрорайон это «молтек ауданы». «Әжетханы» в 6 утра также закрыты:(
От автовокзала можно уехать на такси — таксисты сами объявят свое присутствие, мы же пошли пешком. Погулять же приехали. Чуть дальше на запад по проспекту Жамбыла находится символический въезд в город — с гербом и камерами над дорогой.
Дороги в порядке, тротуары и арыки — не очень. Если смотреть с главной улицы в стороны — можно увидеть частный сектор и пейзажи, достойные Каскелена (город-спутник Алматы).
Далее от въезда находится мост через железнодорожные пути. На мосту тусят вороны, много-много ворон, разбегающихся как только на мост въезжает машина. А еще с моста можно обзорно посмотреть город и восхититься рассветом.
Это те самые ЖД пути, индустриальный пейзаж, зарево рассвета и горы на горизонте.
А это — тот самый рассвет, на солнце которого ушло кадров 20 в память моего телефона.
А еще с моста открываются такие пейзажи:
И такие объявления. Что такое «фосфаген» до меня дошло через пару суток, если честно.
Первые впечатления от города были неоднозначные — зашли с окраины, пейзажи — соответствующие. Еще и две ДТП по дороге встретили, в такой-то час. Где-то за телебашней (которая очень напоминает старую алматинскую телебашню, что была до того как ее перенесли на Кок-Тобе) начинается цивилизация, в том смысле, в котором мы привыкли ее понимать.
Гостиница Тараз. Архитектура стандартно-советская. Машины перед фасадом удивляют — возле гостиниц обычно ожидаешь встретить иное. Однако, все чисто, культурно и аккуратно.
Тараз — небольшой город, если сравнивать с Алматы. Однако, до центра мы добрались только к восьми утра — то есть, два часа пешком от автовокзала. Дойдя до улицы Толе би, свернули вправо. Как позже выяснилось, именно эта улица — центральная в городе, пусть центр и в другую сторону.
Первыми объектами, на которые стоит обратить внимание, являются Успенский собор и Центральная Мечеть, которые стоят прямо-таки бок о бок по Толе би.
С этих же мест можно наблюдать основные веяния в архитектуре города. Дома, в большинстве своем — советской постройки, однако, есть и современные бизнес-центры. Их наличие друг напротив друга вызывает контрастные ощущения.
В этом же районе начинаются места культурного отдыха.
Филармония “Баласағұн”:
Апокалиптический парк развлечений:
Если пройти дальше по Толе би, встретится заводь, в которой местные даже умудряются ловить рыбу (почти центр города!).
…и до боли знакомый текст — Парк Первого Президента. Не такой пафосный, как в Алматы, но тем не менее. Как раз в то время как мы к нему подобрались, местная молодежь играла свадьбу. Ну, фоточки и все такое.
Внимательно за ними приглядывают стражи порядка. Их там человек двадцать, не все захотели фотографироваться.
Перекресток после Парка Первого Президента — улица Аль-Фараби. Не очень Аль-Фараби, если с алматинской сравнивать.
Парк Победы, Тараз
Парк победы имени Бауыржана Момышулы находится близко к центру города, и близко к вышеописанным объектам. Поворачиваете на Рыскулова (перед Парком Первого Президента) с Толе би налево, проходите до улицы Шостаковича, еще один поворот налево и прямо. Более короткий путь — от Центральной Мечети, улица перед или после нее.
Парк представляет собой образчик советского наследия с элементами базара. По поводу контингента посетителей оценки делать воздержусь — пришли сюда в 10 утра субботы, никого кроме уборщиков не было, парк в это время пустой.
Примерно, как в алматинском Фемели-парке или в Парке 28 героев-панфиловцев, стоит тяжелая техника и памятные стеллы — ничего особенного.
Интересное начинается дальше, глубже в парке. Вы же помните этого дедушку, который всех детей любил? Тут целых два памятника Ленину В. И., причем рядом. Видимо, 25 лет назад увозили их с глаз долой, да далеко не получилось.
То, что происходит в парке дальше — напоминает Ботанический сад в Бишкеке. Чувство, что парк заброшен. Думаю, не хотелось бы мне оказаться здесь вечером — жутковато.
Парк заканчивается речкой (болотом?), с интересными железными мостами, лягушками и рыболовами.
Парк имени Рыскулбекова
Когда выходишь из парка Победы через мост параллельно Толе би — оказываешься в местности, где нет ни многоэтажек, ни пафоса больших городов. Смотреть там нечего, но на карте совсем рядом оказался Парк Рыскулбекова, на поверку оказавшийся еще одним парком победы. Ну или патриотизма. Ну или милитаризма.
Людей также немного, ввиду утреннего времени выходного дня. Зато таксисты — таксисты в Таразе это особая тема, они есть везде — умудряются предлагать свои услуги даже если ты гуляешь по парку.
Присутствуют откровенно советские объекты. Но с кондиционерами.
Забавный фонтан — вода будто газированная:)
Ну и памятники — в Таразе их особенно сильно любят, такого обилия памятников я нигде не видел. Это — памятник уроженцу Жамбылской области, Народному Герою РК Кайрату Рыскулбекову, прожившему 22 года и отметившемуся участием в волнениях 1986 года в Алматы.
А это — памятник Толе би, другому известному уроженцу Жамбылской области, жившему в 17-18 веках. В честь него названа центральная улица Тараза, на этой улице памятник и стоит.
Центр города Тараз
По умолчанию центром считаем район городского акимата. Местность выглядит дорого и пафосно, перед акиматом — городская площадь. Находится это все по той же улице Толе би, в сторону проспекта Абая.
Здания на площади явно советские, но все чистые, аккуратные. А зданий здесь много. Тут и музей, и театр, и еще куча административных зданий — прямо квинтэссенция культурной жизни. Названия заслуживают внимания. Театр называется «Театр», музей — «Музей». Имею ввиду видные издалека наименования.
Акимат города Тараз:
Городская площадь, вид на проспект Абая.
От Толе би-Абая могу предложить два маршрута: если хочется окунуться в историю, продолжай идти по Толе би, далее — мавзолей Карахан. К слову, далее по Толе би есть много интересностей, о них я расскажу позже. Если хочется посмотреть на что-то современнее — поворачивайте на Абая, недалеко — областной акимат, который мало пахнет советским союзом. Еще дальше — обилие кафе, если перекусить. Так как «по Толе би» — тема обширная, начнем с проспекта Абая.
Акимат Жамбылской области
Акимат Жамбылской области — дико пафосное здание в стиле алматинского акимата. Парк за строением прилагается, его можно обойти со всех сторон. Автопарк вокруг акимата классический — дорогие машины с буквами на ГРНЗ «VV», алматинские и астанинские номера. Кстати, об автопарке. Следующий кадр рассказывает сразу о двух вещах: о том что таразские водители не такие дикие, как вы их представляете себе в своих уютных Алматы и Астане — пешеходов-то пропускают. О том, что недорогих машин тут действительно больше в соотношении к дорогим, нежели в Алматы — тут не каждая первая машина — «Лада», но так получилось, что в кадре их больше всех.
Судя по номерным знакам — многие ездят на одних и тех же машинах более трех лет: новые знаки выдают с конца 2012. Как ни крути, а город маленький = консервативный, так что вполне нормально.
Возле акимата растут интересные деревья. Цветы дико знакомые, не помню, как называются — но точно помню, что они растут не на деревьях обычно.
Территория вообще отлично облагорожена. Гулять тут приятно. Равно как и приятно читать с табличек-указателей улиц родные каждому казахстанцу названия.
Если же не сворачивать на Абая, а идти прямо по Толе би, то в первую очередь вы встретите Центральный Стадион — его еще строят, чем-то он похож на алматинский стадион, судя по всему тоже хотят засунуть офисы в основание конструкции.
Мавзолей Карахана
Мавзолей Карахана — один из исторических объектов, находящихся в самом Таразе, более того — в его центре. Представляет собой памятник XI века, перестроенный в 1906 году. Однако, утверждается что кирпичи внутри — караханидской эпохи. К мавзолею прилагается мечеть, выходящая на Толе би и небольшой парк, который сам по себе представляет определенную культурную ценность.
А так выглядит сам Мавзолей Карахана.
Совсем другое настроение создают артефакты чуть современнее, которые встречаются, если пройти в сторону частного сектора, через Байзак батыра. Уж кого-кого, а Сталина здесь встретить ожидаешь меньше всего. Достаточно и двух Лениных.
«Древний Тараз», историко-культурный центр
Чуть дальше по Толе би от мавзолея Карахана вы встретите кольцо. По левую сторону будет стена в историческом стиле, оказавшаяся стеной бывшего городского рынка (рынки тут перенесли на запад, «Атакент» называется). По правую сторону от кольца будет частично строящийся, частично построенный центр «Древний Тараз», который стоит посетить.
То самое кольцо:
Центр представляет собой место, где можно погулять, поговорить, посидеть. Вход бесплатный, людей до обеда мало, смотреть есть на что.
Как вам глобус Казахстана?:)
Но, вернемся на улицу Толе би, ибо за парком — пустырь и делать нечего.
Напротив базара Шахристан находится стихийный рынок — прямо на тротуаре. Идти неуютно, но терпимо. Как компенсация — можно посмотреть на сам рынок.
А чуть дальше по Толе би находится неотмеченный на картах Google сквер-парк имени Аккозиева. Почему-то обозначается на табличке, как улица. Парк приятный, чувствуется влияние местности — окраина города, но еще не частный сектор. Много фонтанов, речка.
Вечный огонь в Таразе находится по этой же улице, ближе к пересечению с Сыпатай батыра.
На эту улицу мы и свернули, вправо, мимо Торгового Комплекса «Дос-Нар».
И вот тут вот начинается неоднозначный трип.
Улица проходит по частному сектору и превращаясь в улицу Балуан Шолака направляется через парк «Мамыр» в объезд центра, соседствуя с ЖД путями.
Арка парка «Мамыр». Без понятия, почему эти арки ака «Парк первого президента» так популярны, особенно тут, на юге. В сам парк не заходили, смотреть там нечего. Разве что на лошадях кататься — рядом висит объявление о возможности конных прогулок.
Транспорт и цены в Таразе
Всегда думал, что в этих местах будет много редких машин. Не особо тут их и много, если честно. Зато попадаются авто советского производства в отличном состоянии. Все не фотографировал, но один «Москвич» зацепил.
И «Брабус» в 124 кузове на номерах ЮКО. Состояние — среднее, судя по передним аркам склонен полагать что оригинальный и дико дорогой.
Мы в любом случае передвигались пешком, пару раз на автобусе. Ориентирование по автобусным маршрутам организовано лучше, чем в Алматы. Маршруты в реальном времени отслеживаются на сайте Taraz-Bus. Без понятия, как им удалось это организовать, но это работает и работает хорошо. Стоимость проезда на автобусе — 55 тенге на человека. Стоимость проезда на такси не узнали, но местные говорят, что больше, чем дорого + в такси работают «аульские», которые города толком не знают.
Цены в Таразе мягче, чем в Алматы, но, учитывая размеры города, все же не такие, какие ожидаешь увидеть. Аренда квартиры в центре Тараза (Казыбек би, район Центральной Мечети) обошлась нам в 4000 тенге/сутки. Средняя цена — до 6 тысяч. Выбирать особо не приходится.
Обед в кафе с двумя порциями плова, салатом с казы и кофе — 2100 тенге на двоих. С Алматы сравнивать не могу, ибо местных цен не знаю. Шашлык точно дешевле — от 250 тенге за палочку.
Цены в магазинах аналогичны или чуть дороже алматинских — «фирменные» товары по республике стоят примерно одинаково. Приятный сюрприз — наткнулись в одном из супермаркетов на сигареты Richmond образца 2012 года (и того же года выпуска) по 300 тенге за пачку. В Алматы они стоят от 550 тенге. Купили сразу 5 пачек, не особо вежливая продавщица позволила себе отпустить саркастический комментарий по этому поводу.
Общие впечатления о городе неоднозначные. Тут действительно есть где гулять, но страшновато ближе к вечеру. Мы были в городе в течении суток и после 4 часов дня на улице не были — город начинают наполнять странные люди на старых мерседесах, кричащие непонятные вещи из окон авто. Встречали ребят, которые в магазине брали на двоих одну бутылку пива и вслух обсуждали наше присутствие. Не особо, в общем. Женщина, у которой снимали квартиру, вообще определила город как неспокойный и посоветовала по нему не гулять. Но мы ж приехали смотреть город, вот и гуляли. Очень много таксистов. Очень много. Выйти на дорогу страшно — «такси?!». Чувствуется, что в городе спорт почитается больше, нежели сигареты или алкоголь — много спортивных площадок, на тротуарах бычки не лежат, с этим все в порядке.
Погода в Таразе сравнительна с алматинской. Ветров нет, несмотря на то, что горы стоят далеко. По температуре — так же, как в Алматы: в это время года ночью холодно, днем — жарко.
В город ехать стоит, но долго в нем делать нечего. Конечно, многое мы упустили и не посмотрели, но, думаю, зацепили достаточный пласт. В Таразе провели чуть больше суток, в 12:40 мы уже выехали в основной пункт назначения маршрута — город Шымкент.
Маршрут из Тараза в Шымкент, как уехать
Уехать в Шымкент из Тараза можно несколькими путями. Во-первых, та самая автостанция, на которую мы приехали из Алматы. Во-вторых, с пересечения улиц Тауке Хана и Момышулы. Тауке Хана — улица, в которую переходит Толе би на западе, доехать до пересечения можно на 16 маршруте автобуса.
По словам местных, отсюда можно уехать даже на попутке — «вы узнаете по количеству людей на дороге». Выйдя из автобуса на Момышулы, переходим улицу Тауке Хана и прислушиваемся. Таксисты объявляются сами. Так как времени особо не было, выяснив, что проезд до Шымкента стоит 2000 тенге на человека, согласились ехать на легковом такси. Предварительно сторговавшись на 3500 тенге в общем, на двоих. «Только им не говорите», попросил таксист. На маршрутке должно быть дешевле, полагаю, около тысячи, может меньше. Но до автостанции далеко, а тут — выехали сразу же. В 12:50, 28 августа мы покинули город Тараз, чтобы через пару часов гулять по Шымкенту. Но это уже другая история, достойная отдельной статьи. А может нескольких.