Законность взимания 10% за обслуживание в кафе обсудили в Астане


В Астане обсудили законность практики взимания 10-процентной платы за обслуживание посетителей в ресторанах и кафе, а также вопросы депозитной системы в заведениях. Министр торговли и интеграции Арман Шаккалиев встретился с представителями Национальной палаты предпринимателей “Атамекен”, общественными объединениями в сфере розничной торговли и общественного питания, а также с бизнес-сообществом, сообщает министерство торговли и интеграции.

Министр напомнил, что в соответствии с Гражданским кодексом, предоставление меню в сфере общепита является публичной офертой. Поэтому необходимость оплаты за обслуживание должна быть указана в меню. Если такой информации нет, то ее взимание будет считаться незаконным. Правила внутренней торговли запрещают и так называемую “депозитную систему”. Заведения могут взимать плату только за дополнительные услуги, например, за VIP-кабинки или караоке-кабинки.

10% - 2
Фото: gov.kz

По мнению председателя союза независимых рестораторов Радована Симоновича, рынок успешно регулирует необходимые процессы, но отметил важность поддержки Минторговли в формировании четких правил игры. 

Мы понимаем, что регулирование со стороны государства необходимо для создания равных условий для всех участников рынка. Министерство торговли играет важную роль в обеспечении прозрачности и защищенности как бизнеса, так и потребителей. Но наш рынок существует уже более 30 лет и демонстрирует стабильный рост, о чем свидетельствует ежегодное увеличение количества ресторанов и кафе. Предприниматели всегда указывают информацию о дополнительном 10%-м сборе за обслуживание клиента, - сказал Радован Симонович.

10% - 3
Фото: gov.kz

По словам председателя саморегулируемой организации общественного питания Вероники Нурпеисовой, по правилам публичной оферты теперь рестораны и кафе оповещают посетителей при входе в заведение о необходимости уплаты сбора за обслуживание. 

Мы указываем это в меню, и официант предупреждает гостя. Что касается депозитов, то мы имеем право брать их в VIP-кабинках, караоке-кабинках. Правила на рынке должны быть одинаковыми для всех: либо мы берем 10%, либо не берем. Необходимо прописать единые правила для всех игроков. Если заведение не включает 10% за обслуживание и не указывает, что это публичная оферта, то оно действует некорректно, - считает Вероника Нурпеисова. 

Она пояснила, что “если предприниматели сами убирают 10% за обслуживание и устанавливают стоимость, к примеру, стейка - 5500 тенге без обслуживания, а в соседнем заведении - 5000 тенге с обслуживанием, то фактически цена остается одна и та же. Важно понимать в данном случае, что требовать чаевые официант не может”. 

В завершение встречи министр торговли отметил важность совместной работы с представителями бизнеса и общественных организаций над улучшением правил в сфере общественного питания. Он подчеркнул значимость открытого диалога и выразил готовность министерства рассмотреть все предложения, которые будут выработаны совместно с НПП “Атамекен”.

Напомним, инициатором обсуждения правомерности взимания платы за обслуживание в объектах общественного питания стала национальная палата потребителей. Вопрос был рассмотрен общественным советом по вопросам торговли и интеграции с участием представителей потребительских объединений и бизнеса.

Другие новости