Трамп должен восстановить влияние США в Центральной Азии: что делать с Россией и Китаем

“Почему Центральная Азия должна быть в повестке дня национальной безопасности Дональда Трампа”. Под таким заголовком вышел аналитический материал в журнале The National Interest. По версии автора, администрация Трампа может принять немедленные меры, чтобы подорвать способность Москвы обходить существующие торговые санкции, особенно в таких стратегически важных регионах, как Центральная Азия, передает ZTB News

 

Автором материала является Маргарита Ассенова - старший научный сотрудник американской неправительственной организации The Jamestown Foundation. Она регулярно пишет статьи для издания Jamestown Eurasia Daily Monitor о политических и энергетических событиях в сфере безопасности на Балканах и в Центральной Азии. 

Зажатая между Россией и Китаем, Центральная Азия не только подвержена влиянию обоих соседей, но и выступает в качестве транзитного коридора для санкционных западных товаров в Россию с момента ее вторжения в Украину. Похоже, что одно государство, Кыргызстан, даже отдало приоритет разработке новых финансовых механизмов, чтобы обойти финансовые ограничения на платежи в Россию и из России, - пишет Ассенова. 

С 1990-х годов Вашингтон имел значительное влияние в Центральной Азии, осуществляя многомиллиардные инвестиции в нефть, газ и полезные ископаемые Казахстана. После атак 11 сентября 2001 года регион стал центральным для интересов национальной безопасности США, с авиабазами в Карши в Узбекистане и Манасе в Кыргызстане, которые обслуживали войска НАТО в Афганистане. 

Администрация Трампа могла бы восстановить роль США как более значимого игрока в Центральной Азии и использовать это как рычаг воздействия на Москву и Пекин в решении стратегических приоритетов в Украине, на Ближнем Востоке и на Тайване. 

Влияние Вашингтона в Центральной Азии сократилось при администрации Джо Байдена, особенно после хаотичного ухода из Афганистана, пишет автор статьи. 

Однако недавние прямые иностранные инвестиции США (ПИИ) в регионе в лучшем случае скромны. Объем помощи пяти постсоветским странам Центральной Азии (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) сократился с 435 миллионов долларов в 2012 году до 226 миллионов долларов в 2023 году. Помощь резко упала до всего лишь 63 миллионов долларов, выделенных в 2024 году, поскольку гуманитарная помощь Украине быстро увеличилась. В то же время Китай выделил миллиарды долларов региону в рамках своей инициативы “Один пояс, один путь”, включая 500 миллионов долларов в виде грантов, и предложил щедрые кредиты, причем некоторые страны теперь должны Пекину более половины своего суверенного долга, - отмечает Ассенова. 

Хотя вторжение России в Украину, как ожидалось, ослабит ее влияние в Центральной Азии, спустя почти три года после начала конфликта Москва стремится ужесточить контроль. Денежные переводы от трудовых мигрантов в России по-прежнему составляют от 20 до 50 процентов ВВП в некоторых странах Центральной Азии. Россия наращивает свои многомиллиардные энергетические проекты - от экспорта электроэнергии и транзита газа до новых ядерных реакторов в Узбекистане, - еще больше увеличивая зависимость региона от Москвы. Помощь России в уклонении от санкций также стала прибыльным бизнесом для региональной элиты. 

Вторичные санкции, включая персональные наказания в отношении должностных лиц, которые либо открыто уклоняются от санкций, либо открыто выступают за это, необходимы, однако их вряд ли будет достаточно. Региональные политические и деловые элиты должны увидеть сильную альтернативу России и Китаю. Предоставление экономических стимулов, которые могут конкурировать с “пряниками” Пекина и Москвы, при одновременном усилении сотрудничества в сфере безопасности необходимо Соединенным Штатам для восстановления своего стратегического  плацдарма в Центральной Азии, - считает автор. 

Учитывая капиталоемкий характер разработки природных ресурсов, это может потребовать существенных инвестиций. Тем не менее, это все равно будет лишь небольшой частью того, что США в настоящее время выделяют Европе и Ближнему Востоку. Ассенова полагает, администрация Трампа должна подать сигнал, что Америка вернулась в регион - и на этот раз серьезно.

Другие новости