Они иллюстрировали работу волонтеров Biz Birgemiz Qazaqstan
Верховный суд Казахстана признал незаконным запрет на получение образования из-за ношения платков в школах. О резонансном решении сообщил юрист и правозащитник Жаслан Айтмаганбетов. Корреспондент ZTB News поговорил с ним и узнал детали.
Айтмаганбетов рассказал, что буквально в один день в 2023 году в ряде школ в разных регионах страны девочек в платках не пустили на занятия. Подобные случаи были зафиксированы в Карагандинской, Туркестанской и других областях. По словам юриста, таково было негласное распоряжение министерства просвещения. Родители, при поддержке правозащитников, обратились в региональные суды.
Инстанция в Западно-Казахстанской области - к слову, единственная из всех - сочла, что право на получение образования действительно может быть ограничено, если девочки покрывают голову. Родственники школьницы из ЗКО направили кассацию в суд вышей инстанции, и добились результата.
Верховный суд постановил отменить решение Западно-Казахстансого областного суда, поскольку право на получение образования не может быть ограничено, даже если ребенок пришел в платке. При этом суд поставил вопросы, о которых мы говорили. Во первых, является ли белый платочек религиозной атрибутикой? Его носят и мусульмане, и христиане, и индусы, и светские люди. Хиджаб - немного другая история, это предполагает полное одеяние, - говорит Айтмаганбетов.
Юрист утверждает, что ученицы соблюдали форму школьной одежды, а платок, спускающийся на плечи, подходит под определение традиционного казахского женского головного убора, соответствующего государственному стандарту. Айтмаганбетов упоминает кимешек - ткань закрывает голову и плечи, но оставляет лицо открытым. Однако, как говорят этнологи, его носят только замужние и родившие женщины.
По словам правозащитника, ни в каких документах четко не прописано, что является частью религиозного облачения, а что - нет. И, зачастую, такие оценки даются “на глаз”. Необходимой экспертизы по этому вопросу так и не было проведено.
Это дискриминация. Нет ни одного штрафа за то, что дети ходят, например, с разноцветными волосами или в джинсах - в нарушение формы. Акцент - конкретно на детей, которые носят платочек. Практика такая, - говорит Айтмаганбетов.
Правозащитник аппелирует к 14-й статье конституции Казахстана.
Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам, - гласит статья.
Несмотря на это, по словам Айтмаганбетова, на слушании в Верховном суде речь шла исключительно о праве на получение образования, а не о разрешении на ношение религиозной одежы в школах в целом.
Правозащитник сетует, что, к примеру, в Европе никто не запрещяет ученицам надевать традиционный головной убор. Он хочет напомнить, что специальная комиссия в США в мае этого года предложила внести Казахстан в список стран, находящихся “под наблюдением” по вопросу соблюдения прав верующих по отношению к девочкам, носящим платки в школах.
Почему даже международные организации говорят об этом? Мы же подписали конвенции о правах ребенка. Казахстан ратифицировал и международный пакт о правах человека, но мы его нарушаем, - возмущается Айтмаганбетов.
Министр культуры и информации Аида Балаева, спикер мажилиса Ерлан Кошанов и некоторые другие чиновники заявляют, что учебные заведения страны нельзя превращать в религиозные площадки.
Задача школы – гарантировать и обеспечивать гражданам страны качественное образование. Полагаю, что, получив хорошее образование, уже во взрослой жизни казахстанцы самостоятельно определятся в выборе религии и в выборе религиозной одежды, - еще год назад говорила Балаева.
Жаслана Айтмаганбетова удивляет, что на фоне других значимых событий - например, суицидов подростков - государство и общество тревожатся из-за того, покрыта или нет голова у девочек.
Обсуждение вопроса ношения религиозной одежды в школах продолжается в Казахстане не первый год.