Ушёл из жизни великий казахский писатель Мухтар Магауин
В интервью ZTB News эксперт в области гражданской авиации Абул Кекилбаев рассказал о ключевых аспектах работы диспетчеров и экипажа в чрезвычайных ситуациях, а также прокомментировал произошедшую авиакатастрофу близ Актау.
Как работают диспетчеры
Кекилбаев рассказал о процедуре взаимодействия пилотов с диспетчерами при внештатных ситуациях. По его словам, экипаж сообщает не только об инциденте, но и о подозрениях в диспетчерскую службу, в управлении которой он находится. Далее борт координирует все действия с землей.
Диспетчерская служба, в свою очередь, оповещает госорганы и службы, осуществляющие поисково-спасательные работы. В зависимости от сложности или от условий вырабатывается нужный алгоритм, - сказал Кекилбаев.
Почему самолет не выработал и не сбросил топливо
Кекилбаев ответил на вопрос, почему экипаж не сбросил топливо перед посадкой, чтобы снизить риски при приземлении. Эксперт пояснил, что заправка осуществляется для выполнения полета и возврата на запасной аэродром и бак самолета могут не заполнять полностью.
По мнению Кекилбаева, экипаж не вырабатывал топливо над Актау.
Таких зон, где выбрасывается авиакеросин и воздушных судов, которые способны сбросить топливо, не так много. Это небезопасно. Если воздушные суда не могут выработать топливо перед посадкой, то они вырабатывают его таким образом, чтобы минимизировать последствия после посадки. При серьезной ситуации экипаж не тратит время на сброс топлива, а пытается выбрать оптимальный аэродром и произвести максимально безопасно посадку, - рассказал он.
В случае угрозы возгорания аэродромные службы могут обработать полосу специальной пеной, чтобы минимизировать такие риски. Например, в 2016 году в Астане самолет авиакомпании Bek Air Fokker-100 приземлился на полосу без передней стойки шасси.
Кекилбаев объяснил, почему самолет не сел в воду - Каспийское море не очень спокойное. И исход приводнения непредсказуем. От столкновения с поверхностью воды на высокой скорости есть риск разрушения самолета.
Я думаю, экипаж отталкивался от того, что проводить аварийно-спасательные работы в море будет гораздо сложнее. Я хотел бы отметить высокий профессионализм и опыт экипажа, который позволил избежать большого количества жертв. Они облетели несколько раз аэропорт. Если вы по карте посмотрите, то там населенный пункт рядом с аэродромом. Огни сделали вираж таким образом, чтобы уйти от населенного пункта, выбрали открытую местность и попытались произвести посадку. Благодаря этим действиям они смогли спасти жизни более 20 пассажиров, - сказал Кекилбаев.
Не нужно конспирологии
Эксперт также высказался о странных следах на самолете, которые пользователи соцсетей уже приписали попаданию военного дрона.
Преждевременно делать какие-то выводы. Комиссия уже назначена. Дискуссию, конечно, мы можем разогревать, но я бы не хотел делать каких-то выводов. При жесткой посадке двигатель засасывает землю, и разлет камней может быть. Я не исключаю, что во время попадания птицы что-то могло отлететь. Видно, что произошла разгерметизация. Разные варианты конспирологические нужно отложить и дождаться итогов расследования. После расшифровки черных ящиков официальные лица дадут первые комментарии и уже будет подробно разъяснены возможные причины и первые версии произошедшего авиационного инцидента, - заключил он.