5 декабря 2024 года в Казахстан прибыл новый военный самолет Airbus A -400M , тогда его с помпой презентовали общественности, а в эти выходные показали его возможности и работоспособность, взяв на борт гражданских, в числе которых был и корреспондент ZTB NEWS .

Казахстан уже 11 лет сотрудничает с авиастроительным концерном Airbus Military. Тогда в 2013 году наша страна закупила у испанской стороны самолеты С-295, которые успешно эксплуатируются в Военно-воздушных силах республики. Вновь прибывшее воздушное средство, которое обошлось министерству обороны в 145 млн евро, отличается мощью и современными техническими характеристиками.

WhatsApp Image 2025-01-20 at 09.06.13
Фото: ZTB NEWS/Николай Жданов


Грузоподъемность Airbus A-400M составляет 37 000 килограммов. Максимальная скорость военно-транспортного самолета - 802 километра в час, высота полета - 12 200 метров, практическая дальность - 7870 километров.

О том, что Казахстан приобретет два самолета Airbus для нужд министерства обороны, стало известно еще в сентябре 2021 года. Тогда сообщалось, что контракт на поставку Airbus А400М включает пакет услуг по обучению персонала и организации технической поддержки.

Мы побывали на учебно-тренировочных полетах – слетали из Алматы в Талдыкорган и обратно.

«Аэропортский узел Алматы постоянно загружен, поэтому руководство приняло решение проводить учебно-тренировочные сборы на аэродроме в Талдыкоргане. Летное поле здесь было недавно отремонтировано, его длина и характеристики позволяют выполнять учения для подобных типов воздушных судов», - рассказал командир авиабазы полковник Абдимажит Жанахметов.

WhatsApp Image 2025-01-20 at 09.04.04
Фото: ZTB NEWS/Николай Жданов


По его словам, самолеты отрабатывали взлет-посадку, полеты по кругу, по маршруту. На прошлой неделе A -400M проверяли по техническим возможностям – в него загружали два БТР-а, два Арлана (бронированная колесная машина с усиленной противоминной защитой) и летали в Балхаш.

Для сравнения российский военно-транспортный самолет Ил-76 имеет грузоподъемность до 60 тонн, однако уступает Airbus A400M по «топливной эффективности и современным технологиям». Американская модель C-130 Hercules имеет грузоподъемность всего 20 тонн, а его дальность полета при полной загрузке составляет 2000 км. А если брать тяжелый транспортный самолет C-17 Globemaster III гораздо дороже в эксплуатации, чем A400M, и менее универсален в задачах средней грузоподъемности. Что называется, технические характеристики на лицо.

WhatsApp Image 2025-01-20 at 09.07.09
Фото: ZTB NEWS/Николай Жданов


Это универсальный самолет, способный решать разные задачи. Прежде всего это транспортировка тяжелой техники, включая бронетранспортеры, артиллерийские установки и вертолеты. Самолет также будет использоваться для оперативной доставки гуманитарной помощи в чрезвычайных ситуациях, эвакуации и переброски войск.

«Его уже опробовали для транспортировки бронетехники, а сейчас проводят адаптацию парашютных систем, которыми пользуются казахстанские десантники», - заявил подполковник Руслан Шагалиев.

WhatsApp Image 2025-01-20 at 09.03.13
Фото: ZTB NEWS/Николай Жданов


Старший офицер отдела воздушно десантной подготовки управления командующего десантно-штурмовыми войсками Вооруженных Сил Казахстана рассказал об особенностях нового транспортника.

«Воздушное судно может перевозить как технику, так и десант – до 120 человек. Самолету А-400М не нужна специально оборудованная взлетная полоса – он может взлетать и садиться не только на бетон, но и на грунт», - отметил Шагалиев.

Казахстанские пилоты 3 месяца обучались в испанской Севилье в центре авиационной подготовки, теперь им необходимо набрать необходимые часы полета – им нужно налетать минимум 16.

WhatsApp Image 2025-01-20 at 09.07.43
Фото: ZTB NEWS/Николай Жданов


 

WhatsApp Image 2025-01-20 at 09.12.00
Фото: ZTB NEWS/Николай Жданов


 

Более часа в воздухе мы провели на борту A -400M – в Талдыкорган летели 27 минут, обратно потребовалось 40.

«С нами специалисты из компании Airbus. Они продолжают обучение пилотов, показывают все возможности нового самолета. За этот месяц стараемся почаще вылетать. Летали в Балхаш, Актау, Атырау, уже перевозили грузы. Сегодня с вами слетали в Талдыкорган. Мы уже обучили два комплекта экипажей, по стандартам Airbus в них входит по три человека: командир, помощник и борт-мастер», - рассказал командир отряда подполковник Асылбек Жумабаев. 

WhatsApp Image 2025-01-20 at 09.14.54
Фото: ZTB NEWS/Николай Жданов


По словам военного, самолет многофункциональный, главное очень высокий – для транспортировки тяжелой техники – это огромный плюс. И для военно-транспортной авиации редкость. И главное он современный. Кабину видели – там вместо штурвала, так называемый джойстик. Воздушное судно полностью компьютеризировано, но при этом имеет тройную защиту. То есть при поломке одного компьютера подключается второй, при поломке второго - третий.

WhatsApp Image 2025-01-20 at 09.02.47
Фото: ZTB NEWS/Николай Жданов


 

«Резонно ли сравнивать военных и гражданских пилотов? Наверное, у них условия работы более комфортные. У нас военный устав, дисциплина, много ограничений. Некоторые из армейских перешли в свое время в гражданские. Я пока не думал об этом. Все устраивает, тем более, теперь у меня новый самолет и новый вызов», - размышляет Жумабаев.

WhatsApp Image 2025-01-20 at 09.02.47 (1)
Фото: ZTB NEWS/Николай Жданов


В данный момент Казахстан строит военно-транспортный хаб на аэродроме «Жетыген» в Алматинской области. По нашей информации, строительство завершится примерно через полтора года и, как стало известно, А-400 будут располагаться именно там.

Казахстан станет девятой страной, где будет эксплуатироваться данный тип самолетов, наряду с Германией, Францией, Великобританией, Испанией, Турцией, Бельгией, Малайзией и Люксембургом.

А следующий военно-транспортный самолет Airbus A-400M прибудет в Казахстан в 2026 году.

WhatsApp Image 2025-01-20 at 09.12.35
Фото: ZTB NEWS/Николай Жданов


 

Другие новости